Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Принят антикоррупционный закон

7 апреля 2011 года Парламент Украины принял Законопроект № 7487 «О принципах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» (далее – «Закон»). В данный момент Закон пока что официально не опубликован, однако текст принятого проекта доступен на сайте Верховной Рады Украины[1].

 

Ранее Парламент уже принимал одноименный закон от 11.06.2009 года № 1506-VI, который должен был вступить в силу с 1 января 2011 года. Однако Решением Конституционного Суда Украины от 06.10.2010 года  № 21-рп/2010 это положение признано неконституционным, соответственно этот закон не вступил в силу.

 

Закон даёт официальное определение коррупции, под которым понимается использование лицом предоставленных ему должностных возможностей с целью получения неправомерной выгоды или обещание/предложение или предоставление такой выгоды лицу, либо по его требованию другим физическим и юридическим лицам с целью склонить это лицо к неправомерному использованию предоставленных ему служебных полномочий и связанных с этим возможностей.

 

Субъекты ответственности за коррупционные правонарушения

 

К субъектам ответственности за коррупционные правонарушения Закон относит:

 

1)      Лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или органов местного самоуправления (Президент Украины, Председатель Верховной Рады, народные депутаты, члены Кабинета Министров, должностные лица органов местного самоуправления, военнослужащие, судьи, сотрудники СБУ, МВД и др.);

 

2)      Лиц, приравненных к тем, которые уполномочены на исполнение функций государства или органов местного самоуправления (госслужащие (кроме указанных в п.1), члены избирательных комиссий аудиторы, нотариусы, оценщики, арбитражные управляющие, независимые посредники, члены трудового арбитража, третейские судьи во время выполнения ими своих функций,  а также другие лица);

 

3)      Лица, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, независимо от формы собственности предприятия/организации.

 

Что касается определения круга лиц, выполняющих организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности, то Постановление Пленум Верхового Суда Украины № 25 от 26.04.2002 года предоставляет разъяснение на этот счет:

 

1.       К организационно-распорядительным относятся обязанности по осуществлению руководства отраслью промышленности, трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях, учреждениях и организациях независимо от формы собственности. Такие функции выполняют министры, руководители центральных органов исполнительной власти, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделением, лабораторией, кафедрой), их заместители, руководители участками работ (мастера, бригадиры и др.);

 

2.       К административно-хозяйственным относятся обязанности по управлению или распоряжению государственным, коллективным или частным имуществом. Такими полномочиями обладают начальники планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, магазинами, ателье, мастерскими, их заместители, руководители отделов, ведомственных ревизоров и контроллеров и др.

 

Ограничения деятельности субъектов

 

Субъектам коррупционных правонарушений запрещается:

 

-          неправомерно содействовать другим лицам при осуществлении хозяйственной деятельности, получении субсидий, субвенций, дотаций, льгот, заключении контрактов;

-          неправомерно содействовать назначению лица на должность;

-          неправомерно вмешиваться в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц и др.;

 

Закон ограничивает  лиц, уполномоченных на исполнение функций государства или органов местного самоуправления, заниматься иной оплачиваемой или предпринимательской деятельностью (кроме преподавательской, научной и творческой деятельности, медицинской практики, инструкторской и судейской спортивной практики), а также входить в состав органа управления или наблюдательного совета коммерческого предприятия или организации.

 

Напомним, что редакция Закона 2009 года также распространяла указанные ограничения на лиц, выполняющих организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности.

 

Специальная проверка претендентов на должность государственного служащего

 

Нововведением в Законе является проведение специальной проверки претендентов на занятие должности в органе государственной власти и местного самоуправления. Специальная проверка предусматривает изучение данных лица относительно:

 

-          привлечения его к уголовной и административной ответственности, наличие судимости;

-          сведений об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера, в том числе за границей;

-          наличия корпоративных прав;

-          состояния здоровья, образования, наличия научной степени, ученого звания, повышения квалификации.

 

Организация проведения проверки возлагается на руководителя государственного органа или органа местного самоуправления, на должность в котором претендует лицо. Порядок организации и проведения специальной проверки утверждается Президентом Украины. 

 

Финансовый контроль

 

Еще одной новеллой Закона является проведение финансового контроля лиц, выполняющих функции государства или органов местного самоуправления. Контроль состоит в обязанности этих лиц ежегодно предъявлять декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера. Декларация в налоговую инспекцию подается по месту работы до 1 апреля за год, предшествующий отчетному. Нарушение этого срока или неподача декларации влечет за собой административную ответственность.

 

Ответственность за коррупционные правонарушения

 

За совершение коррупционного правонарушения Закон предусматривает уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность для госслужащих.

 

Законом вносятся поправки и дополнения к Кодексу об административных правонарушениях и Уголовному кодексу Украины. В частности, теперь КоАП Украины предусматривает административную ответственность за нарушение ограничений относительно использования служебного положения; предложение или предоставление неправомерной выгоды; нарушение ограничений, связанных с совмещением  другими видами деятельности; нарушение требований финансового контроля; непринятие мер относительно противодействия коррупции и другие правонарушения.

 

Поправками к УК Украины был расширен круг субъектов ответственности за преступления в сфере служебной деятельности. Теперь к ним относятся, помимо госслужащих, также лица, уполномоченные на выполнение организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций. Кроме того, УК Украины устанавливает составы новых видов преступлений в сфере служебной деятельности:

 

-          злоупотребление полномочиями и превышение полномочий служебным лицом юридического лица частного права;

-          злоупотребление полномочиями лицами, предоставляющими публичные услуги (нотариусы, аудиторы, оценщики, третейские судьи и др.), а также подкуп такого лица;

-          незаконное обогащение;

-          коммерческий подкуп служебного лица юридического лица частного права;

-          злоупотребление влиянием;

 

Согласно Заключительным и переходным положениям, Закон вступает в силу с 1 июля 2011 года, а статья 12 «Финансовый контроль» - с 1 января 2012 года.