Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Упрощенная процедура государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования

Сообщаем, что 1 июля 2010 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины № 4286 "О внесении изменений в Закон Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов ведения хозяйства" (далее – «Закон»). Законопроект предлагает введение упрощенной процедуры государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации и прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя (далее – «упрощенная процедура»). Указанное нововведение осуществляется путем дополнения Закона Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (далее – действующая редакция закона) статьями 381 и 491, которыми определяется порядок проведения государственным регистратором упрощенной процедуры.

Предоставляем Вашему вниманию наши выводы и комментарии.

Так, статья 381 выделяет следующие основания для проведения упрощенной процедуры для юридического лица:

  • судебное решение об отмене государственной регистрации, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения о признании юридического лица банкротом;
  • судебное решение относительно прекращения юридического лица, которое не связано с банкротством юридического лица, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года и в случае, когда глава ликвидационной комиссии (ликвидатор) такого юридического лица в течение трех лет с даты опубликования в специализированном печатном средстве массовой информации объявления о вынесении судебного решения относительно прекращения юридического лица, которое не связанно с банкротством юридического лица, не предоставил государственному регистратору документы, перечень которых определен Законом.

При наличии указанных оснований, государственный регистратор начинает процесс проведения упрощенной процедуры для юридического лица, о чем вносит запись в Единый государственный реестр (далее – «Реестр») запись. Одновременно, государственный регистратор посылает заказным письмом в органы статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, фондов социального страхования и главе ликвидационной комиссии по прекращению (или ликвидатору) юридического лица сообщения о том, что с соответствующей даты начинается процесс проведения упрощенной процедуры. Органы государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины, фондов социального страхования в месячный срок с момента поступления сообщения от государственного регистратора должны направить государственному регистратору:
- справки об отсутствии задолженности по уплате необходимых платежей

или
- уведомление о наличии долга и о невозможности проведения упрощенной процедуры;

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку в свою очередь в месячный срок направляет государственному регистратору:
-справку об отсутствии не отмененных выпусков ценных бумаг

или
- уведомление о наличии неотмененных выпусков ценных бумаг юридического лица и о невозможности проведения упрощенной.  


После получения соответствующих справок об отсутствии задолженности по уплате необходимых платежей и об отсутствии не отмененных выпусков ценных бумаг государственный регистратор заполняет соответствующую регистрационную карточку и вносит в Реестр запись о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица по упрощенной процедуре путем его ликвидации. С момента внесения в Реестр такой записи прекращается действие учредительных документов юридического лица и свидетельство о государственной регистрации такого юридического лица.


В случае поступления государственному регистратору сообщений относительно предпринятых действий по прекращению юридического лица в общем порядке, государственный регистратор вносит в Реестр запись об остановке процесса проведения упрощенной процедуры в связи с началом процесса проведения мероприятий по прекращению юридического лица путем его ликвидации в порядке, установленном действующей редакцией закона. 


Следует также отметить, что государственный регистратор также вносит в Реестр запись об остановке процесса проведения упрощенной процедуры в случае поступления возражений от заинтересованных лиц, кредиторов, юридических лиц и физических лиц – предпринимателей относительно проведения упрощенной процедуры. 
Статья 491, в свою очередь, закрепляет идентичную процедуру для проведения государственным регистратором упрощенной процедуры для физического лица – предпринимателя.

Для начала указанной процедуры выделяются следующие основания:

  • отмена (признание недействительной) государственной регистрации физического лица - предпринимателя в случаях, предусмотренных  действующей редакцией Закона, в случае, если такое решение принято судом до 1 июля 2004 года, кроме судебного решения о признании физического лица - предпринимателя банкротом;
  • прекращение предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, которое не связано с банкротством, если такое решение принято судом после 1 июля 2004 года, а также в случае не предоставления государственному регистратору в течение трех лет с даты опубликования в специализированном печатном средстве массовой информации объявления о вынесения судебного решения относительно прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя, что не связано с банкротством, документов, перечень которых определен частью девятой статьи 47 действующей редакции закона.

Так же, как и в случае с юридическим лицом, государственный регистратор запрашивает у соответствующих органов справки об отсутствии задолженности и уплате физическим лицом-предпринимателем необходимых платежей. В случае предоставления указанных справок государственный регистратор вносит в Реестр запись о проведении упрощенной процедуры. После внесения указанной записи прекращается действие свидетельства о государственной регистрации физического лица - предпринимателя. Также, предусмотрена возможность заявления возражения против осуществления государственным регистратором упрощенной процедуры заинтересованными лицами.

Следует отметить, что предложенная Законом процедура осуществления упрощенного механизма имеет ряд недостатков:

  1.      Осуществление данной процедуры возможно только при отсутствии у юридического лица или физического лица-предпринимателя задолженности перед Фондами социального страхования, Пенсионным фондом, Налоговой инспекцией.
  2.      Действующей редакцией закона предусмотрена процедура публикации ведомостей из Реестра. Однако, по нашему мнению, предусмотренная процедура не является эффективной и должным образом не уведомляет всех заинтересованных лиц об изменениях, произошедших в Реестре. Учитывая вышеизложенное, внедрение указанной упрощенной процедуры повлечет негативные последствия, поскольку субъект хозяйствования, учредительные документы которого прекратили свое действие, может осуществлять предоставление услуг, открыть расчетный счет в банке, и т. д. Следует отметить, что Закон также вносит изменения в действующую редакцию закона относительно публикации ведомостей из Реестра.  Вместе с тем, указанные изменения не совершенствуют процедуру публикации ведомостей из Реестра, а лишь незначительно изменяют положения статьи в связи с внедрением упрощенной процедуры ликвидации субъектов хозяйствования, что сокращает содержание указанной статьи. 


С целью отражения вышеуказанных записей в Реестре Законом также вносятся изменения в часть 2 статьи 17 действующей редакции Закона, в соответствии с которыми в Реестре будут содержаться также такие сведения относительно юридического лица:

  • дата и номер записи о начале процесса проведения упрощенной процедуры;
  • дата и номер записи о прекращении процесса проведения упрощенной процедуры в связи с началом процесса проведения мероприятий по прекращению юридического лица путем его ликвидации в общем порядке, либо в связи с наличием возражений заинтересованных лиц (органов) относительно проведения упрощенной процедуры;
  • дата и номер записи о проведении государственной регистрации прекращения юридического лица по упрощенной процедуре путем его ликвидации, а также о прекращении действия учредительных документов и свидетельства о государственной регистрации юридического лица.


В отношении наличия сведений о физических лицах-предпринимателях, которые содержатся в Реестре, Законом вносятся следующие новые сведения:

  •  о начале процесса проведения упрощенной процедуры для физического лица-предпринимателя;
  • данные об остановке упрощенной процедуры и данные о проведении процедуры прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя;
  • о прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица предпринимателя.

Закон также закрепляет дополнительные основания для вынесения судебного решения о ликвидации юридического лица и о прекращении предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя, а именно:

  • согласно изменениям в части 2 статьи 38 действующей редакции закона основанием для вынесения судебного решения относительно прекращения юридического лица, которое не связано с банкротством юридического лица, также считается:

-    признания судом недействительности государственной регистрации юридического лица в связи с допущенными при ее осуществлении нарушениями, которые нельзя устранить, а также в других случаях, установленных законом.

  • согласно изменениям в части 2 статьи 46 действующей редакции закона основанием для вынесения судебного решения про прекращения предпринимательской деятельности физического лица-предпринимателя также является:

-    наличие в Реестре записи об отсутствии физического лица-предпринимателя за указанным местожительством.


Закон, также, закрепляет новое положение относительно смерти физического лица-предпринимателя и прекращения его предпринимательской деятельности по указанной причине. Так, Закон дополняет часть 1 статьи 48 действующей редакции Закона.  Согласно указанному дополнению государственный регистратор в случае получения сообщения о смерти физического лица-предпринимателя и в случае, если ему не подан документ, подтверждающий смерть физического лица третьими лицами, обязан послать запрос к соответствующему органу регистрации актов гражданского состояния для получения документа о подтверждении факта смерти физического лица – предпринимателя.


Следует отметить, что переходные положения Закона закрепляют дату окончания формирования Реестра. Так, в соответствии с пунктом 2 Переходных положений, процесс включения в Реестр сведений о юридических лицах и физических лицах - предпринимателей, зарегистрированных до 1 июля 2004 года, завершается через год, начиная со дня вступления в силу Закона.  Все юридические лица и физические лица - предприниматели, созданные и зарегистрированные до 1 июля 2004 года, обязаны к установленному указанным пунктом сроку подать государственному регистратору регистрационную карточку для включения сведений о них в Реестр, а также для замены свидетельств об их государственной регистрации на свидетельства о государственной регистрации единого образца либо для получения таких свидетельств.

Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины № 2390-VI от 1.07.2010 г. «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей» по упрощению механизма государственной регистрации прекращения субъектов хозяйствования» вступает в силу через 6 месяцев после его официального опубликования, а именно 10 февраля 2011 года.

По нашему мнению, внедрение упрощенной процедуры осуществления государственной регистрации прекращения юридического лица путем его ликвидации и прекращения предпринимательской деятельности физического лица – предпринимателя является позитивной новеллой украинского законодательства. Однако следует отметить, что указанное нововведение имеет ряд недостатков, речь о которых шла выше.