Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Новшества в регистрации места проживания/пребывания

17 мая 2012 г. Верховной Радой Украины был принят Законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно регистрации места проживания и места пребывания физических лиц в Украине»1 (далее – «Законопроект»).

 

В связи с принятием данного Законопроекта в интернет-изданиях появилось множество публикаций, нередко упоминающих о кардинальных изменениях в сфере регистрации места жительства, о введении новых обременительных обязанностей для населения, что повлекло за собой опасения о возобновлении «прописки», об ограничении прав «не прописанных» на трудоустройство и т.п.

 

С целью разобраться в истинном значении Законопроекта предлагаем Вашему вниманию краткое описание введённых им новшеств, а также оценку их предполагаемого влияния на права и обязанности населения.

 

Основные изменения коснулись, прежде всего, Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места проживания в Украине»2 (далее – «Закон»), который регулирует порядок регистрация места проживания/пребывания физических лиц в Украине, и заключаются в следующем:

 

  1. Расширен перечень документов, в которые вносится информация о месте проживания (пребывания) лица: теперь, помимо паспорта гражданина, это удостоверение беженца, временное удостоверение гражданина, свидетельство о временном проживании и другие документы, подтверждающие легальное нахождение на территории Украины.

 

  1. Предусмотрено, что место проживания (пребывания) лица может регистрироваться не только по адресу жилища, как в действующем Законе, но и по адресу специализированного учреждения для соответствующей категории лиц (в том числе, для бездомных).

 

  1. Установлена обязанность зарегистрировать место проживания новорожденного ребенка его родителями или другими законными представителями в течение месяца со дня государственной регистрации рождения. Данное новшество направлено на защиту прав детей.

 

  1. Регистрация места проживания лица осуществляется в день подачи документов. При этом регистрация места проживания может быть осуществлена одновременно со снятием с регистрации предыдущего места проживания (норма очевидно направлена на ускорение и упрощение перерегистрации места проживания).

 

  1. Законом снижен возраст, с которого лица могут самостоятельно подавать документы для регистрации своего места проживания, с 15 лет до 14 лет.

 

  1. Перечень документов, которые должны подаваться для регистрации, дополнен «документами, которые подтверждают право на проживание в жилище, пребывание или взятие на учет в специализированном социальном учреждении, учреждении социального обслуживания и социальной защиты, прохождение службы в военной части, адрес которых указывается во время регистрации» (какие именно документы – Закон не конкретизирует); а также «военным билетом или удостоверение о прописке (для граждан, которые подлежат взятию на военный учет или пребывают на военном учете)».

 

Кроме данных документов для регистрации подаются заявление, паспорт (или иной документ, куда заносятся сведения о прописке, см. п. 1.), квитанция об оплате госпошлины и талон о снятии с регистрации (эта часть перечня осталась неизменной);

 

  1. Увеличен срок, в течение которого лицо должно письменно уведомить орган регистрации в случае смены жилища в пределах административно-территориальной единицы, с 7 до 10 дней.

 

  1. Расширен перечень оснований для снятия лица с регистрации места проживания, а именно, помимо заявления лица, решения суда о выселении и свидетельства о смерти (как в действующей редакции Закона), снятие с регистрации будет осуществляться в случаях:

 

  •  
    • прекращения оснований для пребывания на территории Украины иностранцев и лиц без гражданства;

    • прекращения оснований для проживания или пребывания лица в специализированном социальном учреждении, учреждении социального обслуживания и социальной защиты;

    • прекращения оснований на право пользования жилым помещением.

Снятие с регистрации места проживания осуществляется уполномоченным органом в день обращения лица (ранее срок не ограничивался).

 

Таковы основные изменения, внесённые Законопроектом. Очевидно, что они носят уточняющий, детализирующий характер, направлены на приведение системы регистрации места проживания лиц, пребывающих в Украине, в соответствие с практикой.

 

Самым значительным нововведением Законопроекта можно считать предоставление населению права регистрироваться не только по месту жительства, но и по адресу учреждений, где они могут находиться в случае отсутствия жилища (в том числе, в приютах для бездомных).

 

Важно, что для регистрации проживания необходимо предоставить органу регистрации документы, подтверждающие право на проживание в жилище или взятие на учёт в учреждении, по адресу которого лицо намерено зарегистрироваться. При этом не установлено, какие конкретно документы это должны быть.

 

*** В связи с этим интересен практический вопрос: может ли, к примеру, служить основанием для регистрации договор найма (аренды) жилого помещения. Положения Закона сформулированы таким образом, что позволяют считать договор аренды «документом, подтверждающим право на проживание в жилище» и, соответственно, регистрироваться по адресу арендуемой квартиры. Будут ли на практике паспортные столы проводить такую регистрацию без разрешения собственника квартиры – пока неизвестно. Впрочем, даже если будут, собственников жилья, которое сдаётся в аренду, можно успокоить, что основанием для снятия с регистрации в таком случае должен быть документ о расторжении договора аренды.

 

******

Что касается двух наиболее обсуждаемых обязанностей, предусмотренных Законопроектом, а именно:

1) обязанности зарегистрировать своё место пребывания лицам, которые пребывают более одного месяца за пределами административно-территориальной единицы, в которой зарегистрировано их место проживания, и при этом

- имеют невыполненные имущественные обязательства, наложенные в административном порядке или по судебному решению, либо

- призываются на срочную военную службу и не имеют отсрочки, либо

- принимают участие в судебном процессе.

2) обязанности гражданина Украины, а также иностранца или лица без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, в течение десяти дней после прибытия на новое место пребывания зарегистрировать место проживания,

то такие обязательства отнюдь не являются новшеством, а предусмотрены действующим Законом с момента его принятия в 2003 году.

 

Более того, действующее законодательство, а именно, статья 197 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает ответственность за проживание граждан без регистрации места проживания или пребывания в виде предупреждения или наложения штрафа от одного до трех необлагаемых минимумов доходов граждан (от 17 до 51 грн.)

 

Законопроект НЕ УВЕЛИЧИЛ ответственность за проживание граждан в Украине без регистрации места проживания или пребывания, то есть штраф за отсутствие регистрации составляет по-прежнему от 17 до 51 гривны.

 

(На практике этот штраф взимается, например, когда лицо самостоятельно обратилось в органы регистрации, чтобы, к примеру, зарегистрироваться по новому адресу, и документы очевидно свидетельствуют, что лицо нарушило сроки регистрации).

 

Также не изменился орган, осуществляющий регистрацию места проживания/пребывания – им по-прежнему является Департамент паспортной работы и гражданства Государственной миграционной службы Украины («паспортный стол»).

 

*******

Таким образом, Законопроект не устанавливает дополнительных обременительных обязательства для населения, не возобновляет «прописку», не ограничивает прав лиц, которые не зарегистрировали своё место проживания, не повышает штрафы за несвоевременно проведённую регистрацию.

 

Целесообразность Законопроекта может заключаться в том, что он принят в рамках реализации плана действий по либерализации визового режима Европейского Союза для Украины, то есть, можно предположить, что его принятие во многом формально. Сами же положения Законопроекта не несут кардинальных изменений по существу и направлены на учёт современных возможностей по организации образа жизни, а также учёт прав и интересов не только граждан Украины, но и других лиц, законно проживающих на территории Украины.

 

24 мая 2012 года Законопроект направлен на подпись Президенту. Он вступит в силу на следующий день после его официального опубликования (как правило, опубликование осуществляется через несколько дней и не позже чем через месяц после подписания Президентом).

 

1 С текстом законопроекта № 9289 можно ознакомиться на сайте Верховной Рады Украины (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?id=&pf3511=41462), а также в информационной системе Лига:Закон.

2 Закон Украины от 02.12.2010 г. № 2756-VI.