Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Стимулирующее регулирование тарифов естественных монополий

21 июля 2012 года вступил в силу Закон «О внесении изменении в Закон «О естественных монополиях»1 № 4998-VI относительно введения стимулирующего регулирования цен (тарифов) на товары субъектов естественных монополий.

 

В Законе указано, что данное нововведение призвано стимулировать субъекты естественных монополий к повышению качества товаров и эффективности сферы деятельности с постепенным сокращением неэффективных расходов и обеспечивать создание условий для привлечения инвестиций с целью устойчивого функционирования и развития.

 

Принятие решения о применении стимулирующего регулирования

 

Документом предусмотрено, что решение о применении стимулирующего регулирования в соответствующей сфере принимается органом, который осуществляет государственное регулирование деятельности субъектов естественных монополий (далее – регулирующий орган, например, Национальная комиссия по государственному регулированию в сфере энергетики – в отношении энергетики, Министерство инфраструктуры – в отношении портов и т.д.), по согласованию с центральным органом исполнительной власти, отвечающим за реализацию государственной ценовой политики. При этом Законом не определено, исходя из каких условий и на основании каких критериев такой орган будет принимать решение о применении стимулирующего регулирования.

 

Факторы, которые учитываются при установлении тарифов

 

Рассмотрим факторы, которые будут учитываться при регулировании тарифов при применении стимулирующего регулирования и в случаях, когда такое регулирование не применяется:

 

Случаи применения стимулирующего регулирования

Случаи, когда не применяется стимулирующее регулирование

расходы в соответствии с национальными стандартами бухучёта или международными стандартами финотчётности

расходы, которые согласно Налоговому кодексу учитываются при исчислении объекта налогообложения налогом на прибыль предприятий

расходы на амортизацию активов, включенных в регуляторную базу активов

стоимость основных средств, амортизацию, потребности в инвестициях, определенные в установленном порядке

налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды

налоги и сборы (обязательные платежи) в бюджеты и государственные целевые фонды

регуляторную норму дохода

ожидаемую прибыль от возможной реализации товаров по различным ценам (тарифам)

регуляторную базу активов

удалённость различных групп потребителей от места производства товаров

удалённость различных групп потребителей от места производства товаров

качество товаров

качество товаров

Государственные дотации и другие формы поддержки

государственные дотации и другие формы поддержки

 

Факторы, которые будут учитываться во всех случаях, кроме применения регуляторной политики, практически не изменились по сравнению с предыдущей редакцией Закона.

 

Однако действующая система регулирования тарифов естественных монополий базируется на затратных методах. Поскольку при пересмотре тарифов за базу принимаются расходы предыдущего периода, все неэффективные расходы сохраняются и с каждым пересмотром тарифов их доля в суммарных расходах растёт.

 

Регулирующий орган в пределах своих полномочий в случае применения стимулирующего регулирования определяют для целей установления цен (тарифов) группы активов, включенных в регуляторную базу, срок их полезного использования и метод начисления амортизации таких активов.

 

Для определения регуляторной базы активов при переходе к стимулирующему регулирования субъектом оценочной деятельности однократно проводится независимая оценка активов, используемых для осуществления регулируемой согласно этому закону сферы деятельности субъектов естественных монополий, по методике оценки, которая определяется органом государственной власти, осуществляющим государственное регулирование оценочной деятельности, по согласованию с регулирующим органом.

Отчет об оценке таких активов подлежит обязательному рецензированию рецензентами, которые работают в Фонде государственного имущества Украины.

 

Вывод

 

Таким образом, Закон предусматривает ослабление зависимости между установленным тарифом и расходами компании.

 

Исходя из этого, объявленной целью Закона является стимулирование субъектов естественных монополий к сокращению затрат до аналогичных - тех, которые действуют в конкурентной среде, что также должно привести к получению потребителями определённой выгоды в виде повышения качества предоставляемых компаниями услуг.

1Согласно Закону естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке является более эффективным при условии отсутствия конкуренции вследствие технологических особенностей производства (в связи с существенным уменьшением затрат производства на единицу товара в меру увеличения объёмов производства), а товары (услуги), которые производятся субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами (услугами), в связи с чем спрос на этом товарном рынке меньше зависит от изменения цен на эти товары (услуги), чем спрос на другие товары (услуги) (далее - товары).