Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Характеристика закона об охранной деятельности

22 марта 2012 года Верховная Рада приняла Закон Украины «Об охранной деятельности» (далее – «Закон»). Закон вступает в силу с 19 октября 2012 года. Ниже предлагаем Вашему вниманию характеристику основных положений Закона.

 

1. Общие положения по организации и осуществлению охранной деятельности

 

Действие Закона распространяется на правоотношения правоохранительных органов и воинских формирований в процессе предоставления ими услуг по охране собственности и граждан.

 

Закон классифицирует виды охранной деятельности в зависимости от объекта:

  • охрана имущества граждан,

  • охрана имущества юридических лиц, а также

  • охрана физических лиц.

Охрана имущества и физических лиц обеспечивается персоналом охраны путем осуществления следующих мероприятий:

 

  • использование пунктов централизованного наблюдения, технических средств охраны, транспорта реагирования, служебных собак;

  • контроль за состоянием имущественной безопасности объекта охраны;

  • предотвращение угроз личной безопасности охраняемого физического лица;

  • реагирование в пределах предусмотренных законом полномочий на противоправные действия, связанные с посягательством на объект охраны.

 

Напомним, что охранная деятельность подлежит лицензированию. Лицензии будет выдавать Министерство внутренних дел сроком на 5 лет.

 

2. Чего не могут охранные структуры

 

При осуществлении охранной деятельности субъектам запрещается:

  • охранять физическое лицо, которое совершает преступные действия, административное правонарушение или намеревается их совершить;

  • осуществлять мероприятия, которые относятся к оперативно-розыскным в соответствии с Законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

  • принимать участие в исполнении судебных решений в рамках исполнительного производства;

  • совершать действия, направленные на силовое противостояние между персоналом охраны разных субъектов хозяйствования и др.

 

3. Требования к договорам об охранной деятельности

 

Закон частично устанавливает определенные требования к содержанию договоров об оказании охранных услуг, а также к порядку их заключения. Так, при заключении договора заказчик обязан предоставить субъекту охранной деятельности для ознакомления оригиналы документов или заверенные в установленном порядке их копии, которые подтверждают его право владения или пользования объектом. Также договор должен содержать условия возмещения субъектом охранной деятельности вреда вследствие ненадлежащего выполнения своих обязанностей.

 

4. Порядок применения мер физического воздействия и спецсредств

 

Закон регламентирует порядок применения в охранной деятельности мер физического воздействия, специальных средств, а также использования собак. Предусмотрено, что меры физического воздействия являются второстепенными, и могут применяться в порядке исключения, если другие меры не привели к прекращению посягательства или к выполнению лицом законного требования персонала охраны. Предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда персонал охраны может применять меры физического воздействия и спецсредства:

 

1) защита себя или другого лица от нападения, представляющего угрозу жизни и здоровью или имуществу;

2) предотвращение незаконной попытки завладеть специальными средствами насильственным путем;

3) необходимость задержать правонарушителя, который незаконно проник на охраняемый объект или который совершает другие противоправные действия и оказывает сопротивление;

4) обезвреживание животного, которое угрожает жизни и здоровью персонала охраны или других лиц.

 

Меры физического воздействия могут быть применены только после предупреждения голосом и жестами о таком намерении, кроме случаев внезапного нападения или нападения с пользованием оружия. Задержание лица персоналом охраны не является административным задержанием, и его целью является немедленная передача лица правоохранительным органам.

 

Запрещается применять меры физического воздействия и спецсредства в отношении:

  • женщин с явными признаками беременности;

  • лиц преклонного возраста или с явными признаками инвалидности;

  • малолетних лиц;

  • лиц, обладающих неприкосновенностью согласно законодательству, кроме случаев совершения ими нападения, представляющего угрозу жизни и здоровью людей, персонала охраны, или вооруженного нападения / сопротивления.

 

Персоналу охранных структур запрещается применять специальные средства в местах массового скопления людей, если это может привести к причинению вреда жизни и здоровью других лиц, кроме случаев самообороны (самозащиты).

 

Закон устанавливает требования к служебным собакам, которых, согласно Закону, персонал охраны имеет право использовать в служебных целях. Собаки должны пройти в установленном порядке соответствующий курс дрессировки, и признаны пригодными для служебного использования. Кроме того, собаки в обязательном порядке должны иметь ветеринарный паспорт. Согласно Закону, служебные собаки могут быть использованы исключительно для выявления:

 

1) проникновения (попыток проникновения) на охраняемые объекты;

2) лиц, незаконно находящихся на охраняемых объектах.

 

Отметим, что Закон не разрешает использовать собак для задержания или обезвреживания правонарушителя.

 

5. Взаимодействие с правоохранительными органами

 

Субъекты охранной деятельности и правоохранительные органы могут совместно организовывать взаимодействие и предоставлять взаимопомощь в деятельности, по предупреждению, прекращению и раскрытию преступлений и обеспечению охраны общественного порядка. Такое взаимодействие может быть организовано в форме:

 

  • проведения совместных совещаний, консультаций;

  • обмена информацией по вопросам предупреждения и прекращения правонарушений;

  • других не запрещенных законодательством мероприятий.

 

Обращаем Ваше внимание, что Закон вступает в силу с 19 октября 2012 года.

При возникновении дополнительных вопросов или комментариев просьба обращаться к юристу Сергею Неделько по телефону (0482)348-716 и/или e-mail: nedelko@ank.odessa.ua.