Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Внесены изменения в полномочия прокуратуры

 

01.12.2012 г. вступает в силу Закон Украины № 5288-VІ от 18.09.2012 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам усовершенствования деятельности прокуратуры» (далее – Закон). Предлагаем Вашему вниманию наиболее существенные изменения, которые устанавливает данный Закон.

 

Изменение инструментария актов прокурорского реагирования

 

Как известно, в настоящее время прокурор осуществляет меры прокурорского реагирования посредством так называемых четырех «П»: протестов, предписаний, представлений, постановлений. Законом отменяются полномочия прокурора по изданию обязательных к исполнению актов прокурорского реагирования.

 

Новая редакция Закона Украины «О прокуратуре» упраздняет такие понятия как «протест» и «предписание» прокурора. Существенных изменений претерпело и понятие представления прокурора. Так, начиная с 1-го декабря 2012 г. представление станет неким симбиозом бывших прокурорских протестов и представлений. Как и ранее, представление прокурора будет вноситься с целью устранения нарушений закона, а также причин и условий, которые им сопутствуют. Однако теперь оно может содержать требования по привлечению лиц к предусмотренной законом ответственности, возмещению вреда, отмене нормативно-правового акта, отдельных его частей или приведения их в соответствие с законом, прекращению незаконных действий или бездеятельности служебных лиц.

 

Изменились также сроки в течение которых прокурор должен быть уведомлен о результатах рассмотрения представления. Действующая редакция Закона «О прокуратуре» устанавливает 30-дневный срок, в течение которого должны быть приняты соответствующие меры по устранению нарушений закона, а также причин и условий, которые им сопутствуют. Новая редакция будет предусматривать право прокурора устанавливать срок, в течение которого он должен быть проинформирован о предпринятых мерах, однако такой срок не может быть менее 10 календарных дней с момента получения представления.

 

Однако следует отметить, что в отличие от протеста, представление прокурора не будет прекращать действие акта. Кроме того, теперь Законом предусматривается, что представление прокурора может быть отклонено. В таком случае, прокурор имеет право обратиться в суд в течение 15-дневного срока, который исчисляется с даты получения письменного уведомления об отклонении представления или же с дня окончания установленного прокурором срока для  ответа на представление, в случае если такой ответ не был направлен. 

 

Проведение прокурорских проверок

 

С 01.12.2012 г. Законом устанавливается порядок и полномочия прокурора по проведению прокурорских проверок. Этому будет посвящена ст. 21 Закона Украины «О прокуратуре» в новой редакции.


Главной идеей нововведений является запрет прокурору осуществлять полномочия в рамках надзора за соблюдением и применением законов (кроме тех, которые направлены на установление наличия нарушений) без назначения прокурорской проверки, которая может осуществляться лишь после принятия соответствующего постановления, в котором указываются основания, которые свидетельствуют о возможных нарушениях законности, а также обосновывается необходимость совершения прокурором определенных действий.

 

Копия постановления  в обязательном порядке предоставляется представителю предприятия, учреждения, организации вне зависимости от форм собственности, подчиненности или принадлежности, физическому лицу – предпринимателю. Проведение проверки без вручения копии постановления запрещено.

 

Постановление о проведении прокурорской проверки может быть обжаловано прокурору более высокого уровня или же в суд в течение десяти дней с момента получения его копии.

 

Основаниями для проведения проверки могут быть обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, депутатов всех уровней. Законом запрещается проведение прокурорских проверок по заявлениям физических и юридических лиц (кроме тех, которые содержат уведомления о преступлениях) до их предварительного рассмотрения компетентными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, либо же непринятия ними в установленные сроки решений по этим вопросам.

 

Вопрос о недопущении подмены органов государственного управления и контроля, предотвращение дублирования их функций поднимался и ранее, как правило, в соответствующих приказах Генерального прокурора о разграничении функций прокуратур при осуществлении надзора [К примеру, в п. 2.1 Приказа Генеральной прокуратуры Украины «Об организации правозащитной деятельности органов прокуратуры Украины» №3гн от 12.04.2011г. или же ч. 2 п. 13 Приказа Генеральной прокуратуры №3гн от 18.10.2010г. «об организации прокурорского надзора за соблюдением и применением законодательства»], однако ранее не был закреплен на законодательном уровне, и не всегда соблюдался сотрудниками прокуратур.

 

Оговорка о недопустимости проверок без предварительного рассмотрения вопроса  компетентными органами исполнительной власти, в Законе предусмотрена только для проверок по заявлениям физических, юридических лиц и депутатов всех уровней. Проверок же, которые будут осуществляться по собственной инициативе прокурора или по обращению органа государственной власти, эта оговорка никоим образом не касается. Таким образом, в связи с принятием Закона в этой сфере, вероятно, мало что изменится.

 

  Кроме того, в случае если защита прав и свобод человека и гражданина и интересов государства согласно закону является компетенцией соответствующих органов государственного надзора (контроля), то при проверке в обязательном порядке дается оценка действиям этих органов, и в случае необходимости к ним применяются соответствующие акты прокурорского реагирования.

 

Ограничение перечня обстоятельств для осуществления прокурором представительства интересов граждан в суде   

 

Законом устанавливается четкий перечень оснований для представления интересов гражданина в суде [На сегодняшний день этот перечень никак не ограничивается законодательством.]. Так, предусмотрено, что основанием представительства будет являться неспособность гражданина самостоятельно защитить свои права или реализовать процессуальные полномочия в связи с физическим или материальным состоянием, не достижением совершеннолетия, преклонным возрастом, недееспособностью или ограниченной дееспособностью.

 

Критерии и перечень оснований выглядит весьма неоднозначно. Закон не дает пояснений касательно того, каким, к примеру, должно быть материальное состояние гражданина, которое не позволит ему защитить свои права путем самостоятельного обращения в суд. Указанное понятие является оценочным и не содержит конкретно установленных показателей для его исчисления. Очень сомнительно, что данные показатели будут хоть как-то очерчены каким-либо подзаконным нормативно-правовым актом в ближайшее время.

 

С другой стороны, ограничение привлечение прокурора лишь исключительными обстоятельствами, которые не дают возможности гражданину самостоятельно защитить свои права, это безусловный плюс. Необходимость таких изменений обуславливается также тем, что участие прокурора на стороне одного из участников судебного процесса, ввиду статуса и полномочий прокурора, создает риск вне процессуального влияния на суд, представляет другой стороне неоправданные преимущества, а соответственно нарушает принцип равенства сторон судебного процесса. Европейский суд по правам человека в своих решениях неоднократно декларировал позицию о том, что уже само присутствие прокурора в судебном процессе на стороне одной из сторон ставит под угрозу принцип равенства и справедливый баланс между сторонами, участие прокурора может создавать ощущение неравенства у стороны [Пп. 30-33 Решения ЕСПЧ по делу «Менчинская против России», п. 53 Решения ЕСПЧ по делу «Мартини против Франции»].  

 

 

26.11.2012