Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Проект Порядка заключения договоров компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры

 

На сайте Министерства инфраструктуры Украины [http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/31590.html] опубликован проект Порядка заключения договоров на компенсацию инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры (далее – «Порядок»). Предлагаем Вашему вниманию анализ основных положений проекта.

 

Прежде всего, отметим, что проект Порядка разработан Министерством в рамках подготовки к вступлению в силу Закона о морских портах. Напомним, что Закон (статья 27) предусматривает, что компенсация инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, которые являются объектами государственной собственности, осуществляется на основании соответствующих договоров, которые заключаются администрацией морских портов в порядке, определенном Кабинетом Министров.

 

Порядок планируется распространить на объекты, строительство, модернизация или реконструкция которых началась после 14 июня 2013 года. Вопрос о том, как будут компенсировать инвестиции в случае, если строительство объекта началось до вступления Закона в силу, остается открытым.

 

Договоры на компенсацию инвестиций будут заключаться между Администрацией морских портов (АМП) и инвестором. При этом, допускается включение отдельного раздела «Компенсация инвестиций» в существующие договоры, на основании которых осуществляется строительство (реконструкция, модернизация) объектов портовой инфраструктуры (например, договоры аренды, концессии, инвестиционные договоры, договоры совместной деятельности и другие).

 

Порядок содержит перечень существенных условий договора компенсации, к которым отнесены: предмет договора (должен содержать ссылку на инвестиционный договор), срок (график) компенсаций (стартует не ранее ввода объекта в эксплуатацию), порядок определения размера инвестиций, подлежащих компенсации и размер такой инвестиции; источники компенсации; обеспечение прав собственности государства на имущества и защита интересов государства; невозможность дальнейшего отчуждения государственного имущества; обязанность АМП вести технический и финансовый контроль за инвестированием. Наибольшая дискуссия, несомненно, возникнет вокруг определения размера инвестиций, подлежащих компенсации, источников, а также последнего условия («технический и финансовый контроль за инвестированием» со стороны АМП).

 

Порядок расширяет и конкретизирует возможные источники компенсации инвестиций, дополняя указанные в Законе о портах портовые сборы (кроме административного) возможностью зачета арендных или концессионных платежей, которые должен вносить инвестор за пользование объектом инвестирования или зачетом сумм инвестиций в счет оплаты за услуги, оказываемые АМП. Такой подход можно считать прогрессивным, т.к. потенциальные инвесторы неоднократно упоминали об этих источниках на круглых столах и рабочих встречах в Министерстве.

 

Порядок определяет перечень документов, которые инвестор должен представить в АМП для заключения договора на компенсацию инвестиций. Кроме проекта договора на компенсацию, который должен содержать все существенные условия (см. выше), инвестор должен подать заверенные копии учредительных документов, информацию об объекте инвестирования [Информация должна включать основные характеристики объекта инвестирования, информация о пребывании имущества, за которое выплачивается компенсация, в залоге, лизинге или аренде, отчет об оценке предмета инвестирования и рецензия на отчет (не касается случаев создания объектов инвестирования в будущем)], финансовый отчет инвестора на последнюю отчетную дату и финансовые отчеты за прошедший год; справку о кредитах и займах инвестора (включая иностранные) с информацией об отсутствии просроченной свыше 3-х месяцев задолженности по ним; информация об отсутствии у инвестора просроченной (свыше 3-х месяцев) задолженности перед бюджетом по налогам и сборам; бизнес-план.

 

Порядок предусматривает довольно сложный механизм определения размера инвестиций, подлежащих компенсации. Он определяется в пределах объема, определенного решением органа управления (для портов – Министерство инфраструктуры) с учетом затрат, фактически понесенных инвестором (должны быть подтверждены документально). В любом случае размер не может превышать сумму, согласованную Администрацией морских портов по результатам технического и финансового контроля. Таким образом, на размер инвестиций может влиять не только Администрация, но и Министерство (как орган управления). Если механизм не будет упрощен, это дает основания полагать, что вопрос определения размера инвестиций станет одним из самых проблематичных при заключении договора и его последующем исполнении.

 

К числу недостатков Порядка следует отнести и чрезвычайно сложный процесс согласования договора на компенсацию инвестиций. Во-первых, Порядок требует, чтобы договор был согласован Кабинетом Министров Украины (в то время как Закон о портах ничего об этом не говорит). Во-вторых, решение Кабмина пройти согласования в Министерстве экономики, Министерстве финансов и Фонде государственного имущества Украины. Это значительно усложнит процедуру заключения таких договоров и вряд ли будет способствовать привлечению инвесторов в отрасль.

 

Порядок должен вступить в силу с 14 июня 2013 года (одновременно со вступлением в силу Закона о портах).

 

 

 

04.03.2013