Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Влияние пакета антикоррупционных законов на деятельность предприятий

 

Как известно, парламентом Украины недавно был принят пакет антикоррупционных законов, который включает в себя следующие нормативные акты:

  1. Закон «Об основах государственной антикоррупционной политики в Украине (Антикоррупционная стратегия) на 2014 - 2017 годы». Принят 14.10.2014, вступил в силу 26.10.2014 г. (далее – «Антикоррупционная стратегия»)1;

  2. Закон «О Национальном антикоррупционном бюро Украины». Принят 14.10.2014, вступит в силу 25.01.2015 г. (далее – „Закон о Национальном бюро”)2;

  3. Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения». Принят 14.10.2014, на сегодняшний день не подписан Президентом (далее – «Закон о противодействии отмыванию доходов»);

  4. Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей». Принят 14.10.2014, вступит в силу 25.11.2014 г. (далее – «Закон о выгодоприобретателях»)3;

  5. Закон «О предотвращении коррупции». Принят 14.10.2014, вступил в силу 26.10.2014 г. (далее – «Закон о коррупции»)4.

Нами были проанализированы положения официально опубликованных текстов законов с точки зрения их возможного влияния на бизнес предприятий. Ниже предлагаем Вашему вниманию наши выводы по результатам проведенного анализа.

При этом, в связи с тем, что Антикоррупционная стратегия является исключительно декларативным документом, данный нормативный акт не является предметом данной консультации. Предметом данной консультации также не является Закон о противодействии отмыванию доходов, поскольку он еще не подписан Президентом, в связи с чем его официальный текст пока отсутствует.

 

  1. Анализ положений Закона о Национальном бюро

 

Согласно статье 1 Закона о Национальном бюро заданием данного органа является противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным высшими должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления.

При этом полномочия Национального бюро, в том числе оперативно-розыскные и следственные, распространяются также и на других лиц только в случаях совершения ими в отношении упомянутых высших должностных лиц (к примеру, в отношении народных депутатов, судей, лиц высшего начальствующего состава органов внутренних дел) преступлений, предусмотренных следующими статьями Уголовного кодекса:

- ст. 369 «Предложение, обещание или предоставление неправомерной выгоды должностному лицу»;

- ст. 3692 «Злоупотребление влиянием» (предложение или предоставление выгоды лицу, обещающему за выгоду повлиять на принятие решения должностным лицом).

По сути, единственное полномочие Национального бюро, касающееся субъектов хозяйствования, содержится в п. 5 ч. 1 ст. 17. Так, Национальное бюро имеет право на основании соответствующего решения суда и письменного требования Директора Национального бюро (его заместителя) получать от предприятий всех форм собственности информацию и документы об операциях, счетах, вкладах, соглашениях физических и юридических лиц.

Таким образом, после вступления в силу Закона о национальном Бюро в Украине появится еще один орган, запросы которого на предоставление документов и информации будут обязательными к исполнению субъектами хозяйствования.

 

 

2. Положения Закона о коррупции, касающиеся деятельности предприятий

 

Ниже рассмотрим основные нововведения Закона о коррупции, которые могут касаться деятельности предприятия.

 

2.1. Полномочия Национального агентства (не путать с Национальным бюро, см. выше) по предупреждению коррупции

 

Закон о коррупции формулирует полномочия нового органа государственной власти – Национального агентства по предупреждению коррупции (далее – «Национальное агентство»).5

Среди многочисленных полномочий Национального агентства интересы предприятия могут быть затронуты следующими из них:

А. право получать по письменным запросам от субъектов хозяйствования независимо от формы собственности и их должностных лиц и граждан информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач.

Такому правомочию Национального агентства соответствует сформулированная Законом обязанность юридического лица предоставлять запрашиваемые Национальным агентством документы или информацию в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса.

Более того, Закон о коррупции дополнил Кодекс об административных правонарушениях (далее – «КоАП») соответствующим составом правонарушения.

Так, непредоставление информации, документов, а также нарушение установленных законодательством сроков их предоставления, предоставление информации Национальному агентству не в полном объеме - влекут за собой наложение штрафа от ста до двухсот пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 до 3400 грн.).

Б. получать от банков по решению суда информацию относительно наличия и состояния счетов, операций по счетам конкретного юридического или физического лица, а также физического лица - субъекта предпринимательской деятельности6.

 

2.2. Требования Закона, распространяющиеся на сотрудников предприятия

 

Согласно Закону о коррупции его действие распространяется не только на государственных служащих, но и на лиц, которые постоянно или временно занимают должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных7 или административно-хозяйственных обязанностей8, или специально уполномоченные на выполнение таких обязанностей в юридических лицах частного права, а также другие лица, которые не являются должностными лицами, а находятся в трудовых отношениях с предприятиями (далее – «Сотрудники предприятия»).

На работников предприятия Законом возложены следующие группы обязанностей:

А. обязанности, связанные с конфликтом интересов.

Как уже говорилось в нашей первой Консультации, Закон вводит понятие реального и потенциального конфликта интересов:

а) реальный конфликт интересов - противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, которое влияет на объективность или непредвзятость принятия решений, или на совершение или несовершение действий при исполнении указанных полномочий;

б) потенциальный конфликт интересов - наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет свои служебные или представительские полномочия, может повлиять на объективность или непредвзятость принятия им решений, или на совершение или несовершение действий при исполнении указанных полномочий.

На основе данных определений Закон устанавливает следующие обязанности сотрудников предприятия:

- принимать меры по недопущению возникновения реального, потенциального конфликта интересов;

- сообщать не позднее следующего рабочего дня с момента, когда лицо узнало или должно было узнать о наличии у него реального или потенциального конфликта интересов непосредственного руководителя, а в случае пребывания лица на должности, которая не предполагает наличия у нее непосредственного руководителя - в Национальное агентство;

- не совершать действий и не принимать решений в условиях реального конфликта интересов;

- принять меры по урегулированию реального или потенциального конфликта интересов.

За невыполнение описанных обязанностей в КоАП внесены соответствующие санкции9: несообщение лицом о наличии у нее реального конфликта интересов - влечет наложение штрафа от ста до двухсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 1700 грн. до 3400 грн.); совершение действий или принятия решений в условиях реального конфликта интересов - влекут наложение штрафа от двухсот до четырехсот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 3400 до 6800 грн.).

Также Закон устанавливает ряд возможных способов урегулирования ситуаций конфликта интересов, одним из которых является устранение лица от выполнения задания, совершения действий, принятия решения или участия в его принятии в условиях реального или потенциального конфликта интересов по решению руководителя предприятия в случаях, если конфликт интересов не имеет постоянного характера и при условии возможности привлечения к принятию такого решения или совершения соответствующих действий других работников соответствующего предприятия и т.д.

Б. Общие обязанности по предотвращению коррупции в деятельности юридического лица:

? руководители предприятия обязаны обеспечивать регулярную оценку коррупционных рисков и проводить соответствующие антикоррупционные меры, выявлять и устранять коррупционные риски в деятельности предприятия;

? сотрудники предприятия обязаны:

- не совершать и не участвовать в совершении коррупционных правонарушений, связанных с деятельностью юридического лица;

- воздерживаться от поведения, которое может быть расценено как готовность совершить коррупционное правонарушение, связанное с деятельностью предприятия;

- безотлагательно информировать руководителя предприятия или учредителей (участников) юридического лица о случаях подстрекательства к совершению коррупционного правонарушения, связанного с деятельностью юридического лица, а также о случаях совершения коррупционных или связанных с коррупцией правонарушений другими работниками юридического лица или другими лицами.

 

2.3. Понятие правонарушения, связанного с коррупцией и ответственность за его совершение сотрудниками предприятия

 

Наряду с понятием коррупционного правонарушения Закон вводит понятие «правонарушения, связанного с коррупцией» (далее – «связанное нарушение») - деяние, которое не содержит признаков коррупции10, но нарушает установленные Законом о коррупции требования, запреты и ограничения, совершенные сотрудником предприятия, за которое законом предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и / или гражданско-правовая ответственность (к примеру, непредоставление информации Национальному агентству и т.д.).

При этом Закон предусматривает следующие дополнительные негативные последствия для сотрудника предприятия, совершившего коррупционное или связанное правонарушение (помимо мер уголовной или административной ответственности):

- привлечение к дисциплинарной ответственности (выговор или увольнение), если судом не была применена в санкции в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- лицо, которому сообщено о подозрении в совершении преступления в сфере служебной деятельности, подлежит обязательному отстранению от выполнения своих трудовых обязанностей, а лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, связанном с коррупцией, может быть отстранено от выполнения служебных полномочий по решению предприятия до окончания рассмотрения дела судом11.

- убытки и ущерб, нанесенный государству в результате совершения коррупционного или связанного правонарушения, подлежат возмещению лицом, совершившим соответствующее правонарушение.

 

2.4. Понятие подарка и связанные с ним ограничения

 

Законом сформулировано следующее понятие подарка: денежные средства или иное имущество, преимущества, льготы, услуги, нематериальные активы, которые предоставляют / получают безвозмездно или по цене ниже минимальной рыночной.

При этом Законом предусмотрены следующие правила, касающиеся подарка:

А. запрещены любые подарки:

- лицам, осуществляющим деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, а именно чиновникам органов государственной власти, органов местного самоуправления и приравненных к ним лицам (нотариусам, экспертам и т.д.) и близким им людям, получаемые ими в связи с осуществлением таких функций;

- всем лицам, подпадающим по действие закона (в том числе Сотрудникам предприятия) от подчиненных им лиц;

Б. разрешены подарки всем лицам, подпадающим по действие закона (в том числе Сотрудникам предприятия), кроме описанных выше случаев, стоимость которых не превышает размера 1 минимальной зарплаты (сегодня 1218 грн.) и в совокупности стоимость нескольких подарков - не более 2 минимальных зарплат за год12.

За нарушение указанных правил, касающихся подарков, виновные лица подлежат административной ответственности в виде штрафа (от 1700 до 3400 грн.) и конфискации подарка.

 

 

3. Влияние положений Закона о выгодоприобретателях на предприятие

 

Большинство новшеств, которые вносятся Законом о выгодоприобретателях, сосредоточены вокруг двух сформулированных этим Законом понятий: «выгодоприобретатель» и «публичный деятель», описание которых раскрыто ниже.

 

3.1. Понятие «выгодоприобретателя»

 

Ключевым понятием указанного Закона является формулировка определения конечного выгодоприобретателя юридического лица, под которым понимается физическое лицо, которое независимо от формального владения имеет возможность осуществлять решающее влияние на управление или хозяйственную деятельность юридического лица непосредственно или через других лиц, в частности, путем реализации права владения или пользования всеми активами или их значительной долей и т.д., или которое имеет возможность оказывать влияние путем прямого или опосредованного (через другое физическое или юридическое лицо) владения одним лицом самостоятельно или совместно со связанными физическими и / или юридическими лицами долей в юридическом лице в размере 25 или более процентов уставного капитала или прав голоса в юридическом лице.

При этом Закон о выгодоприобретателях вносит изменения в ряд других нормативных актов, устанавливая следующие правила:

1) Хозяйственный кодекс дополнится статьей 641, согласно которой частные предприятия обязаны будут устанавливать своего конечного выгодоприобретателя (определение которого дано выше), регулярно обновлять и хранить информацию о нем и предоставлять ее государственному регистратору в случаях и в объеме, предусмотренных законом;

2) Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" (далее – «Закон о регистрации») будут предусмотрены следующие обязательные реквизиты карточки для государственной регистрации юридического лица:

- информация о структуре собственности учредителей - юридических лиц, которая дает возможность установить физических лиц - владельцев существенной доли13 участия этих юридических лиц и содержит следующие данные о таких физических лицах: ФИО, страна гражданства, серия и номер паспорта гражданина Украины или паспортный документ иностранца, место жительства, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии);

- информация о конечном выгодоприобретателе юридического лица, в том числе конечном выгодоприобретателе ее учредителя, если учредитель - юридическое лицо, включая данные о физическом лице, перечисленные выше. Такая информация не включается в регистрационную карточку лишь на проведение государственной регистрации политических партий, адвокатских объединений, торгово-промышленных палат, государственных органов, органов местного самоуправления и их ассоциаций и т.д.

В отношении юридических лиц, зарегистрированных до вступления в силу Закона о выгодоприобретателях, переходными положениями этого Закона вводится обязанность подать государственному регистратору сведения о своем конечном выгодоприобретателе, в том числе конечном выгодоприобретателе их учредителя, если учредитель - юридическое лицо, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона – то есть до 25.05.2015 г.

3) Закон о регистрации также будет предусматривать дополнительное основание для обязательной подачи карточки о внесении изменений в сведения о юридическом лице, а именно при изменении конечных выгодоприобретателей и / или владельцев существенной доли участия юридического лица, в том числе конечных выгодоприобретателей и / или владельцев существенной доли участия его учредителя, если учредитель - юридическое лицо.

4) В Кодекс об административных правонарушениях вводится ответственность за невыполнение вышеперечисленных требований Закона о регистрации. Так статья 166 11 “Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц – предпринимателей” будет дополнена частью пятой, согласно которой непредоставление юридическим лицом государственному регистратору предусмотренной Законом о регистрации информации о выгодоприобретателе юридического лица - влечет за собой наложение штрафа от трехсот до пятисот необлагаемых минимумов доходов граждан (от 5100 до 8000 грн.).

5) В Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» также вносятся некоторые изменения, согласно которым сведения о конечных выгодоприобретателях включены в перечень информации, необходимой для идентификации клиента субъектом первичного финансового мониторинга (далее – банком)14.

 

3.2. Понятие «публичного деятеля»

 

Кроме того, Закон о выгодоприобретателях вносит изменения в Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма»15 в части определения «публичного деятеля».

Теперь под понятием «публичный деятель», которое содержится в Законе, будет пониматься не только публичное лицо иностранного государства, а широкий перечень национальных и иностранных публичных деятелей, деятелей, выполняющих значительные функции в международной организации, а также их связанные лица. Так, под национальными публичными деятелями понимаются народные депутаты, члены центральных уставных органов политических партий и т.д.

При этом под связанными лицами вышеуказанных лиц понимаются члены их семей, а также юридические лица, конечными выгодоприобретателями или владельцами существенной доли участия которых являются такие деятели или их члены семей. Под членами семьи понимаются лица, состоящие в браке, их дети (в том числе совершеннолетние) и их супруги, родители, лица, находящиеся под опекой и попечительством, другие лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности, в том числе лица, которые совместно проживают, но не находятся в браке.

Таким образом, действие нормы Закона о противодействии отмыванию доходов, обязывающей банки осуществлять в отношении публичных деятелей16 такие меры как выяснение источников происхождения средств таких лиц, проведение мониторинга операций, участниками или выгодоприобретателями которых являются публичные деятели, будет распространено на все категории лиц, подпадающие под новое определение «публичного деятеля»17.

 

3.3. Другие изменения, вносимые Законом о выгодоприобретателях

 

Как уже сообщалось в нашей первичной Консультации Закон о выгодоприобретателях вносит изменения в статью 28 Закона Украины "О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений", согласно которым открывается доступ к информации относительно недвижимого имущества, содержащейся в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Так, физическим и юридическим лица информация может предоставляться по объекту недвижимости, а для органов - по объекту и субъекту. Информация будет предоставляться в электронной или бумажной форме.

При этом порядок предоставления такой информации должен быть определен Кабинетом Министров, то есть в данный момент механизм реализации указанной нормы отсутствует.

 

 

ВЫВОДЫ

 

Исходя из проведенного выше анализа мы хотели бы подытожить следующее наиболее значимые для деятельности предприятий положения пакета антикоррупционных законов:

 

1. Пакет антикоррупционных законов формулирует полномочия двух новых государственных органов – Национальное бюро (следственный орган по отдельным коррупционным преступлениям) и Национальное агентство (центральный орган по борьбе с коррупцией), оба из которых имеют право требовать у предприятия предоставления информации. Кроме того, Национальное агентство имеет право по решению суда получать у банков информацию, относящуюся к банковской тайне.

 

2. Антикоррупционными законами ужесточены ряд требований, в том числе относительно подарков, борьбы с коррупцией на предприятии и т.д., большинство из которых на сегодняшний день, в отсутствие специальных нормативных механизмов их реализации и/или разъяснений, в целом носят декларативный характер.

 

3. Законами введены требования о предоставлении предприятием информации о конечных физических лицах, в том числе нерезидентах, имеющих существенную долю участия (см. выше) в активах предприятия (в том числе посредством участия в юридических лицах-учредителях (как резидентах, так и нерезидентах)) государственным регистраторам в момент регистрации предприятия. Действующие предприятия обязаны предоставить такую информацию государственным регистраторам до 25.05.2015 г.

1 С текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1699-vii.

2 С текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1698-vii.

3 С текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://zakon1.rada.gov.ua/laws/show/1701-vii.

4 С текстом Закона можно ознакомиться по ссылке: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1700-18.

5 Согласно статье 4 Закона «Национальное агентство» является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом, который обеспечивает формирование и реализует государственную антикоррупционную политику.

6 Соответствующие изменения внесены в статью 62 Закона «О банках и банковской деятельности».

7 Организационно-распорядительные функции - обязанности по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников на предприятиях. Такие функции выполняют, в частности, руководители частных предприятий, их заместители, руководители структурных подразделений (начальники цехов, заведующие отделами), их заместители, лица, которые руководят участками работ (мастера, бригадиры и т.п.);

8 Административно-хозяйственные функции - обязанности по управлению или распоряжению частным имуществом (установление порядка его хранения, переработки, реализации, обеспечение контроля за этими операциями и т.п.). Такие полномочия в том или ином объеме имеются у начальников планово-хозяйственных, снабженческих, финансовых отделов и служб, заведующих складами, их заместителей, руководителей отделов предприятий и т.д.

9 Ст. 1727

10 Коррупция - использование сотрудником предприятия предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды или принятия обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание / предложение или предоставление неправомерной выгоды сотруднику предприятия, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей.

11 Однако необходимо учитывать, что в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, связанном с коррупцией, в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, отстраненному от выполнения служебных полномочий лицу возмещается средний заработок за время вынужденного прогула, связанного с таким отстранением.

12 Предыдущая редакция закона предусматривала в два раза меньшую стоимость подарков.

13 Существенное участие - прямое и / или опосредованное владение одним лицом самостоятельно или совместно с другими лицами 10 и более процентами уставного капитала, акций , паев и / или права голоса в юридическом лице или независимая от формального владения возможность значительного влияния на управление или деятельность юридического лица. (Закон "О банках и банковской деятельности" от 07.12.2000 N 2121-III).

14 Под субъектами первичного финансового мониторинга понимаются банки, страховщики, кредитные союзы, ломбарды, другие финансовые учреждения, товарные, фондовые и другие биржи, нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторы и т.д.

15 Как уже было отмечено выше, Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» был изложен в новой редакции Законом, принятым парламентом 14.10.2014г., однако еще не подписанным Президентом. В этой связи, описанные выше изменения, внесенные в Закон «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» Законом о выгодоприобретателях сохранят свою силу лишь в том случае, если указанная новая редакция Закона учтет в себе такие изменения, или если такая новая редакция так и не будет подписана Президентом, в связи с чем в силе останется старая редакция Закона, с учетом внесенных изменений.

16 Факт принадлежности к публичным деятелям клиента или лица, действующего от его имени, субъект первичного финансового мониторинга обнаруживает в соответствии с внутренними процедурами при установлении деловых отношений с клиентом и в процессе его обслуживания.

17 В случае появления каких-либо подозрений у банка относительно легальности операций, описанных выше, он обязан уведомлять об этом Государственную службу финансового мониторинга, которая в свою очередь обязана сообщить о такой операции в правоохранительные органы.