Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Исполнительное производство

4 ноября Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений в Закон Украины «Об исполнительном производстве» и некоторые другие законодательные акты Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решения судов и других органов» (далее – Закон). Данный Закон вносит собой существенные изменения процедуры принудительного исполнения решений судов и иных органов. В частности Закон повышает правовой и социальный статус работников Государственной исполнительной службы, устраняет возможность административного обжалования должником действий государственного исполнителя, вводит новый механизм реализации и оценки арестованного имущества государственным исполнителем. Новый порядок предусматривает реализацию движимого имущества на комиссионных основах. Продаже же недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов осуществляется на публичных торгах (аукционах).
Важным моментом стало расширение полномочий государственного исполнителя в части возможности запроса информации о должнике. К примеру, государственный исполнитель получает право запрашивать информацию из официальных электронных баз данных и реестров, которые содержат данные про должников, их имущество и средства, кроме этого государственный исполнитель. При этом Законом установлено, что государственный исполнитель может истребовать любую необходимую информацию, в том числе конфиденциальную.

Инициатором данного Закона выступил Кабинет министров. Как указывается в Пояснительной записке к законопроекту, принятие данного акта должно способствовать совершенствованию процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов, а также повышению правового и социального статуса работников органов государственной исполнительной службы и, как следствие, обеспечению гарантий защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц в процессе исполнительного производства. Действительно данный Закон устраняет некоторые противоречия в сфере организации исполнения решения судов и других органов, вводит новые новеллы.

В частности Закон вводит возможность участия прокурора в исполнительном производстве в случае осуществления представительства интересов гражданина или государства в суде и открытии исполнительного производства на основании исполнительного документа по его заявлению. Кроме этого Закон предусматривает существенные изменения в нижеследующих сферах.

 

 

В банковской сфере

 

В частности изменениями в ЗУ «О банках и банковской деятельности» государственному исполнителю, наряду с судом, было предоставлено право наложения, а также снятие ареста на средства и иные ценности юридических и физических лиц, находящихся в банке. Арест распространяется также на средства на счетах, которые будут открыты после вынесения постановления о наложении ареста. Таковые постановления подлежат немедленному и безусловному исполнению, за исключением случаев введения моратория. Мораторий может быть введен Национальным банком Украины на удовлетворение требований кредитора банка на срок не более чем три месяца. Напомним, что ранее наложение ареста на средства и имущество, находящиеся в банке осуществлялось исключительно по решению суда по представлению государственного исполнителя, согласованного с начальником отдела государственной исполнительной службы. В соответствии с новой редакцией ст.377 ГПК, такой порядок остался закреплен только относительно наложения взыскания на средства, которые принадлежат должнику от третьих лиц, и которые находятся на счетах таких лиц в банках и других финансовых учреждениях. Для наложения ареста средств на счетах принадлежащих должнику достаточно постановления государственного исполнителя
Кроме этого, закрепляется право государственных исполнителей истребовать информацию, содержащую банковскую тайну, не только относительно юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, но и просто физических лиц. В случае открытия банковского счета клиентом, относительно которого существует публичное обременение движимого имущества, наложенного государственным исполнителем, банк должен приостановить расходные операции с такого счета на сумму обременения, и сообщить государственному исполнителю об открытии счета. Уведомление об открытии счета вручается государственному исполнителю собственником счета, который обязан подать в банк документы, подтверждающие получение государственным исполнителем уведомления. Государственный исполнитель в течение 7 дней рассматривает вопрос относительно необходимости наложения ареста на средства должника, сберегаемые на открытом счету, и уведомляет банк о принятом решении. В случае не уведомления в семидневный срок, банком осуществляется восстановление расходных операций клиента.

Временное ограничение выезда лица заграницу

Гражданско-процессуальный кодекс был дополнен ст. 377-1, предусматривающей возможность рассмотрения вопроса о временном ограничении в праве выезда за границу Украины должника – физического лица или руководителя должника – юридического лица при исполнении судебных решений и решений других органов. Данный вопрос определяется судом по местонахождению органа государственной исполнительной службы по представлению государственного исполнителя, согласованного с начальником отдела государственной исполнительной службы и может рассматривается только при участии государственного исполнителя, без вызова или уведомления сторон или других заинтересованных лиц. Во избежание злоупотреблений данным положением, Гражданско-процессуальный кодекс в ст. 293 был дополнен возможностью апеляционного обжалования решения суда первой инстанции касательно временного ограничения в праве выезда за границы Украины.
Кроме этого изменения, коснувшиеся ч.5 ст.12 Закона предусматривает, что случае смены места проживания или пребывания (в том числе смена места регистрации) или местонахождения, а также смены места работы, должник должен письменно уведомить о таком действии государственного исполнителя. Таким образом, если должник, покидает место своего постоянного местонахождения или пребывания, он должен уведомить в письменном виде о таком действии государственного исполнителя. Невыполнение данной обязанности, согласно ст. 188-13 КоАП, тянет за собой наложение штрафа от 340 до 1190 грн.

Ипотека и реализация имущества

Изменения Закона Украины «Об ипотеке» предполагает уравнение прав ипотекодержателя и ипотекодателя с другими участниками, новая редакция ст. 44 данного закона предполагает уплату гарантийного взноса ипотекодержателем и ипотекодателем для участия в публичных торгах, что не предусматривалось предыдущей редакцией. По результатам проведения публичных торгов и продаже предмета ипотеки, покупатель переводит средства за приобретенное имущество на указанный банковский счет органа исполнительной службы.
Что же касается реализации имущества, на которое обращено взыскание, то Законом предусматривается новый механизм реализации и оценки арестованного государственным исполнителем имущества. В частности, реализация недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов предусмотрена исключительно на публичных торгах (аукционах). В других случаях реализация имущества допускается на комиссионных началах. Движимое имущество, стоимость которого не превышает сто пятьдесят необлагаемых налогом минимумов доходов граждан (2250 грн), а также другое движимое имущество (в случае если взыскатель не возражает против этого) реализовывается на комиссионных началах. Порядок реализации ювелирных и других
изделий из золота, серебра, платины, драгоценных камней и жемчуга определяется Министерством финансов Украины по согласованию с Национальными банком Украины. Порядок же реализации изъятых ценных бумаг определяется Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку по согласованию с Министерством юстиции Украины.
Не реализованное имущество в течении двух месяцев подлежит уценке государственным исполнителем, которая проводится в десятидневный срок со дня признания торгов или аукциона не состоявшимся. Такое имущество может быть уценено не более чем на 30 процентов. А в случае нереализации имущества в месячный срок со дня проведения уценки, такое имущество повторно уценивается в таком же порядке, но не более чем на 50 процентов от первоначальной стоимости имущества. В случае если в месячный срок со дня проведения повторной уценки имущество не реализовано на публичных торгах, аукционах или на комиссионных условиях, государственный исполнитель уведомляет про это взыскателя и предлагает ему рассмотреть вопрос о принятии в собственность нереализованного имущества, кроме имущества, конфискованного по решению суда.
Регулированию подверглись случаи исчесления суммы долга в иностранной валюте, в результате выявления у должника средств в соответствующей валюте, государственный исполнитель , взымыет такие средства на валютный счет органа государственной исполнительной службы для их дальнейшего перечисления взыскателю. В случае выявления средств в гривнах или другой валюте, государственный исполнитель дает поручение о покупке соответствующей валюты и перечисления ее на валютный счет государственной исполнительной службы.


Процессуальные изменения

Из Кодекса Украины об административных правонарушениях была исключена ст. 511 , предусматривающая ответственность за уклонение от исполнения решения суда, предусматривающего возмещение имущественного вреда. Таким образом, невыполнение решения суда, вступившего в законную силу, или препятствование его выполнению будет регулироваться в дальнейшем ст. 382 Уголовного кодекса Украины «умышленное неисполнение приговора, решения, постановления суда, вступивших в законную силу, или препятствование их выполнению», которая предусматривает значительно более суровую санкцию.

Для обеспечения возможности судебного обжалования действий государственного исполнителя, Кодекс административного судопроизводства в части, предусматривающей компетенцию административных судов, был дополнен новым пунктом «по обжалованию сторонами исполнительного производства решений, действий, бездействий государственного исполнителя или должностных лиц органов государственной исполнительной службы по выполнению судебного решения в граждансом или хозяйственном деле. При этом стоит отметить, что согласно новой редакции Закона, должник имеет право обжаловать решения, действия или бездействие государственного исполнителя и других должностных лиц государственной исполнительной службы исключительно в судебном порядке. Данное положение не распространяется на других участников исполнительного производства, помимо судебного обжалования, за ними остается право обжалования к начальнику отдела, которому непосредственно подчинен, или к руководителю соответствующего органа государственной исполнительной службы высшего уровня.

Частью 5 ст.12 Закона «Об исполнительном производстве» предусматривается обязанность сторон исполнительного производства в течение трех рабочих дней письменно сообщить государственному исполнителю о полном или частичном самостоятельном исполнении решения должником.

Изменениям подвергся один из видов обеспечения иска, предусмотренный ст. 152 ГПК и ст. 67 ХПК – приостановление продажи арестованного имущества, в случае подачи иска о снятии с имущества ареста. В новой редакции этот вид обеспечения иска звучит следующим образом: приостановление продажи арестованного имущества, в случае подачи иска о признании права собственности на это имущество и о снятии с него ареста. Таким образом, круг лиц, имующих право подавать иск о снятии с имущества ареста, ограничивается лицами, претендующими на право собственности на данное имущество.
Кроме этого, новая редакция Закона дополняет ст. 89 ГПК порядком получения разъяснения судебного решения. Данный порядок допускает подачу заявления о разъяснении решения суда в случае, если такое решение еще не приведено в исполнение или до окончания срока, в течение которого решение может быть предъявлено к принудительному исполнению. Такое заявление об объяснении решения суда рассматривается в течение десяти дней, при этом неявка лиц, берущих участие в деле, и/или государственного исполнителя не препятствует рассмотрению вопроса о разъяснении решении суда.
Закон «Об исполнительном производстве» в ч.2 ст.5 был дополнен положением, предусматривающим, что в случае, если сторона исполнительного производства сменила наименование (для юридического лица) или фамилию, имя или отчество (для физического лица), государственный исполнитель при наличии подтверждающих документов, своим постановлением, утвержденным начальником отдела, изменяет название стороны исполнительного производства.
Таким образом, данные изменение нивелирует распространенные способы затягивания процесса принудительного исполнения решений суда и иных органов.


Штраф в уголовном законодательстве

Изменения коснулись Уголовно-исполнительного кодекса: из компетенции государственной исполнительной службы была изъята обязанности исполнения наказаний в виде штрафа, предусмотренного уголовным законодательством. Отныне, в случае неуплаты штрафа, суд рассматривает вопрос о предоставлении рассрочки выплаты неуплаченной суммы штрафа или замены неуплаченной суммы штрафа наказанием в виде общественных или исправительных работ. В случае же неуплаты осужденным очередного платежа при назначении штрафа с рассрочкой выплаты, суд через месяц после окончания срока выплаты очередного платежа заменяет не уплаченную сумму штрафа наказанием в виде общественных или исправительных работ. Во исполнение данного положения были внесены соответствующие изменения в ст. 410 Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающие возможность замены штрафа не только общественными, но и исправительными работами. Иными словами, даже в случае если осужденный не оплатит штраф, даже при наличии финансовой возможности, принудительно взыскать уголовный штраф в таком случае будет невозможно ввиду отсутствия в законодательстве такого способа исполнения наказания. Таким образом, отмена принудительного исполнения наказания в виде штрафа исключает возможность применения данного вида уголовного наказания на практике, а в случае замены штрафа на иной вид наказания соответствующие суммы средств не будут поступать в Государственный бюджет.

 

Сроки исполнительного производства

Стоит отметить, что в сравнении со старой редакцией Закона, новая редакция предусматривает существенное сокращение сроков предъявления к исполнению таких исполнительных документов как исполнительные листы и другие судебные документов: вместо трех лет, новая редакция предусматривает срок равный одному году. Кроме этого стоит обратить внимание на существенное уменьшение срока, в течение которого взыскатель может истребовать взысканные с должника денежные суммы: такой срок также уменьшен с трех лет до одного года. При этом срок предъявления исполнительной надписи, предусмотренной ст.91 Закона Украины «О нотариате» также уменьшен до одного года.
Такие изменения поспособствуют существенному ускорению предъявлению к исполнению разлицных исполнительных документов.


Повышение правового и споциального статуса государственного исполнителя

В Уголовном кодексе в составе преступления, предусмотренном ст. 342 -сопротивление представителю власти, часть вторая статьи была дополнена, согласно новой редакции ответственность грозит не только за сопротивление работнику правоохранительного органа, но и за сопротивление государсвтеному исполнителю во время выполнения им служебных обязанностей. Анологичным изменениям подверглась ст. 343. Уголовного кодекса, в новой редакции ответственность предусмотрена не только за влияние в любой форме на работника правоохранительного органа с целью воспрепятствовать выполнению им служебных обязанностей или добиться принятия незаконного решения, но и за такое влияние на государственного исполнителя. Таким образом, в части ответственности за вышеуказанные действия, произошло приравнение государственного исполнителя к работнику правоохранительного органа.
Также Законом была усилена ответственность за действия, предусмотренные ст. 188-13 Кодекса об административных правонарушениях. Новая редакция предусматривает повышение штрафа за невыполнение законных требований государственного исполнителя, неуведомление должником о смене места проживания или местонахождения или места работа, а также неявка без уважительных причин по вызову государственного исполнителя, а также за иные действия, тянет за собой наложение штрафа от 340 до 1190 грн, что на порядок больше размера предусмотренного предыдущей версией статьи.
Вознаграждение государственного исполнителя, обеспечившего своевременное выполнение исполнительного документа в полном объеме, за счет взысканного с должника исполнительного сбора, предусмотрено в размере пяти процентов взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более пятидесяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а по исполнительному документу не имущественного характера – не более пятнадцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. Напомним, что ранее государственный исполнитель мог получить вознаграждение в размере двух процентов, взысканной им суммы или стоимости имущества, но не более тридцати необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, а по исполнительному документу не имущественного характера – не более пяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан. По мнению Главного юридического управления Аппарата Верховной Рады Украины данные изменения не согласуются с принципами оплаты труда государственных служащих, определенных Законом Украины “О государственной службе”, ст. 34 которого устанавливает, что заработная плата государственных служащих состоит из должностных окладов, премий, доплат за ранги, надбавки за выслугу лет на государственной службе и других надбавок. Кроме этого, по мнению Главного юридического управления, данный Закон не отвечают положениями Закона Украины «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» - физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять финансирование органов государственной власти.

Подитоживая вышесказанное, можно сделать выводы, что в сфере организации исполнения решения судов претерпела обширные изменения, решена проблема несогласованности норм Закона Украины "Об исполнительном производстве" с нормами других законодательных актов в части организации принудительного исполнения решений. Данные изменения существенно скажутся на положении должника, расширяют полномочия государственного исполнителя, что в целом позволит сократить и упростить процедуру взыскания. В то же время предоставление государственным исполнителям столь широкого круга полномочий существенно усложняет защиту прав должника.

Данный Закон вступает силу через три месяца со дня его опубликования, исполнительные документы поданные до вступления в силу данного Закона, предъявляются к исполнению в сроки, установленные на момент их выдачи.