Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Новый вид жалоб на действия страховых компаний

      С января 2011 года Украинской федерацией страхования (далее-Федерация) внедрена система рассмотрения жалоб на действия страховых компаний, которые являются ее  участниками.

      В настоящий момент участниками Федерации являются следующие страховые компании: НАСК «Оранта», ЗАО АСК «ИНГО Украина», АО СГ «ТАС» (частное), ПАО «Страховая компания «Универсальная», ОАО УСК «Дженерали Гарант», АО СК «Оранта-Жизнь», ЗАО «Европейское туристическое страхование», ЗАО СК «АХА Страхование», ЗАО «Просто-страхование. Жизнь и пенсия», ЗАО «СК «Украинская страховая группа», ЗАО СК «Европейский страховой альянс», ОДО «Альянс Украина», АО СК «Дженерали Страхование жизни» (частное), АО СК «Кардиф» (частное), АО УИСК «Инвестсервис» (частное) и Представительство «АОН ФИНЛЕНД Ои».

     Напомним, что Федерация создана в 2008 году с целью содействия развитию классического страхования в Украине, предотвращения недобросовестной деятельности ее участников, гарантирования высокого уровня страховых услуг, которые предоставляются участниками Федерации, а также с целью интеграции украинского и европейского рынков страхования и защиты интересов участников Федерации.

     В случае нарушения вышеперечисленными страховыми компаниями прав страхователя, либо любого другого лица, начиная с января 2011 года, такие пострадавшие лица имеют право бесплатно обратиться с жалобой в Украинскую федерацию страхования по следующему адресу:

 

Украинской федерацией страхования 

03049 Украина

г. .Киев, ул. П.Нищинского, 6

т./ф. (044)520-18-94

office@ufu.org.ua

     После получения жалобы дирекция Федерации проводит регистрацию и предварительную проверку жалоб в порядке их поступления, проводит консультации с Заявителем и Ответчиком, в случае необходимости запрашивает дополнительную информацию у Заявителя, Ответчика, других лиц, принимает меры для примирения сторон и достижения компромиссного решения относительно предмета жалобы.  В том случае если примирить стороны так и не удалось,  жалоба передается на рассмотрение в Апелляционную комиссию Федерации.

    Апелляционная комиссия Федерации, состав которой сформирован из представителей от каждого члена Федерации и утвержден на Общем собрании Федерации, рассматривает жалобы на действия компании – члена Федерации относительно нарушения прав и интересов Заявителя, предусмотренных законодательством. Рассмотрение жалобы проводится при участии представителей Ответчика и, при необходимости, Заявителя или уполномоченного им лица. Решение Апелляционной комиссии является окончательным и обязательным для выполнения каждой страховой компанией, членом Федерации.

    Безусловно, заявителей может смутить тот факт, что Апелляционная комиссия состоит из представителей страховых компаний, которые могут быть заинтересованы в принятии решения более выгодного для страховщиков, чем для страхователей. Однако, на наш взгляд, данный факт все же не должен останавливать людей, пострадавших от произвола страховых компаний, поскольку жалоба в Федерацию является всего лишь дополнительным видом правовой защиты, который не лишает возможности в дальнейшем обращаться в другие инстанции.

   Отметим, что в дальнейшем Федерацией также планируется дополнительно создать институт страхового омбудсмена, то есть уполномоченного по защите прав в сфере страхования, который будет принимать непосредственное участие в защите интересов страхователей.

     К сожалению, пока Федерация может воздействовать исключительно на ограниченный перечень страховых компаний, которые являются ее участниками, поэтому в случае нарушения Ваших прав страховой компанией, которая не входит в число участников Федерации целесообразно выбрать другой способ защиты своих прав.

     Для начала рекомендуется подать жалобу в саму страховую компанию, непосредственно нарушившую закон, и получить соответствующий письменный ответ, который будет являться основой для дальнейшей правовой защиты. Часто страховые компании сами заинтересованы урегулировать спор со страхователями на начальном этапе для сохранения своей репутации и избежания длительных судебных споров.

     Если жалоба в провинившуюся страховую компанию не принесла ожидаемых результатов, помимо Федерации также возможно обратиться в Государственную комиссию по регулированию рынков финансовых услуг[1], которая является главным уполномоченным государственным органом по защите прав потребителей финансовых услуг. Каждый потребитель страховых услуг может пожаловаться комиссии на страховую компанию по любому вопросу, подав соответствующую жалобу с прилагающимися документами.

       Также жалобы на страховые компании принимаются организациями по защите прав потребителей, которые имеют право провести проверку соответствующей страховой компании и предпринять необходимые меры для восстановления нарушенного права заявителя. Однако, следует обратить ваше внимание, что представители организации по защите прав потребителей не имеют соответствующей специализации и  не всегда могут объективно оценить информацию, изложенную в жалобе, в отличие от вышеперечисленных инстанций, которые непосредственно работают со страховыми компаниями.

      Права пострадавшего лица также могут быть защищены в судебном порядке, что является наиболее длительным и, в основном, наиболее дорогостоящим средством правовой защиты, к которому следует обращаться, исчерпав все вышеописанные методы правовой защиты.