Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Некоторые аспекты применения таможенного режима «временный ввоз» в Украине

Действующее таможенное законодательство Украины предусматривает 13 видов таможенного режима. Наиболее распространенными из них являются импорт, экспорт, транзит и временный ввоз (вывоз). Однако, таможенный режим «временный ввоз» по праву занимает особое место, т.к. именно ему посвящены не только нормы национального законодательства Украины, но и ряд международно-правовых договоров. К их числу относятся Таможенная конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств, подписанная в Нью-Йорке 4 июня 1954 года (далее – «Нью-Йоркская таможенная конвенция»), Таможенная конвенция о карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров, подписанная в Брюсселе 6 декабря 1961 года (далее – «Конвенция А.Т.А.») и Конвенция о временном ввозе, подписанная в Стамбуле 26 июня 1990 года (далее – «Конвенция о временном ввозе»).

Нью-Йоркская конвенция была подписана по итогам работы Конференции ООН по таможенным формальностям при временном ввозе дорожных моторных перевозочных средств, которая проходила в Нью-Йорке в мае-июне 1954 года. На Конференции Конвенцию подписали 28 государств, среди которых – крупнейшие европейские державы (Австрия, Англия, Бельгия, Германия, Испания, Италия, Нидерланды, Португалия, Франция, Швеция, Швейцария), Аргентина, Индия, Мексика и США. Условием вступления в силу Нью-Йорской таможенной конвенции являлась ее ратификация не менее чем пятнадцатью странами. На это потребовалось чуть более трех лет, и в результате конвенция вступила в силу 15 декабря 1957 года. Интересно, что СССР присоединился к Нью-Йоркской конвенции в августе 1959 года с оговоркой, посвященной вопросам арбитража: «Правительство СССР, считая, что споры о толковании или применении Конвенции могут разрешаться путем арбитража, заявляет, что передача спора на рассмотрение арбитража может производиться лишь с согласия всех участников спора и что арбитрами могут являться лишь лица, назначенные участниками спора с их общего согласия». Конвенция вступила в силу для СССР 15 ноября 1959 года. В настоящее время положения этой Конвенции заменяет Приложение С «О транспортных средствах» к Конвенции о временном ввозе, к которой Украина присоединилась в марте 2004 года.

Конвенция А.Т.А. своим названием обязана таможенному документу, именуемому «карнет A.T.A.». Сокращение «А.Т.А.» представляет собой аббревиатуру французских («Admission Temporaire») и английских («Temporary Admission») слов, которые в переводе означают «временный ввоз». Проформа карнета А.Т.А. приведена в приложении к Конвенции. Он представляет собой книжку с отрывными листками 297х210 мм. Целью Конвенции А.Т.А. является облегчение ввоза товаров, которые могут быть ввезены на территории стран-участниц без уплаты пошлин. Конвенция А.Т.А. разрешает использовать карнеты вместо национальных таможенных документов и в качестве обеспечения ввозных пошлин во всех случаях, когда товары ввозятся временно и беспошлинно (за исключением товаров, ввозимых для обработки и ремонта) или транспортируются транзитом в связи с их временным ввозом. Важно отметить, что правовой статус и порядок применения карнета (книжки) А.Т.А. впоследствии получил закрепление в приложении к Конвенции о временном ввозе, которая частично заменила собой Конвенцию А.Т.А. С уверенностью можно сказать, что сегодня Конвенция о временном ввозе является основным международным договором, регулирующим порядок временного ввоза товаров и транспортных средств на территории стран-участниц.

Конвенция о временном ввозе была принята под эгидой Совета таможенного сотрудничества (международная организация, созданная в Брюсселе в 1950 году) с целью облегчения временного ввоза посредством облегчения и гармонизации таможенных процедур. Конвенцией был окончательно урегулирован юридический статус и процедура применения книжки (карнета) А.Т.А. (“admission temporaire – temporary admission”), которая используется при временном ввозе товаров, и книжки (карнета) C.P.D. (от франц. “carnet de passage en douane”), используемой при временном ввозе транспортных средств. Основная идея Конвенции о временном ввозе сводится к тому, что страны-участницы обязаны разрешать временный ввоз товаров и транспортных средств, поименованных в приложениях к конвенции с полным условным освобождением от ввозных пошлин и налогов и без применения ввозных ограничений или запретов экономического характера. Рассмотрим каждую группу товаров отдельно.

К первой группе (приложение В.1.) относятся товары, предназначенные для показа или использования на выставках, ярмарках, встречах и аналогичных мероприятиях. Ярким примером применения этого приложения конвенции могут послужить международные автосалоны, которые ежегодно проводятся в Детройте, Женеве, Париже и других городах.

Вторую группу (приложение В.2.) составляет профессиональное оборудование, которое используют журналисты для подготовки своих репортажей, а также съемочные группы для производства фильмов на территории стран-участниц. Сюда включаются персональные компьютеры, телефаксы, печатные машинки, видеокамеры, телекамеры, осветительная аппаратура, аппаратура для передачи и ретрансляции и другое оборудование, поименованное в приложении № 1 к приложению В.2. Для киносъемок разрешается ввозить камеры всех типов, операторские краны, оборудование для монтажа, музыкальные инструменты, костюмы, сценические декорации и даже транспортные средства, адаптированные для использования при съемках. Это приложение Конвенции применяют кинокомпании, когда речь идет о съемках в разных странах, что требует перемещения огромного количества съемочного оборудования и декораций через таможенные границы. Применение этого приложения позволяет освободить используемое оборудование от уплаты пошлин и налогов.

Третья группа товаров (приложение В.3.) охватывает контейнеры, поддоны, упаковку, образцы и другие товары, которые ввозятся в рамках торговой операции. Отметим, что для нашей страны применение этого пункта в первую очередь касается контейнеров, в которых перемещаются импортные товары. В этом случае контейнеры ввозятся в качестве тары и потому не облагаются ввозной импортной пошлиной. Учитывая, что единственным способом идентификации контейнера является металлическая номерная табличка с указанием наименования контейнерной линии, размера контейнера (в футах), веса и номера контейнера, Конвенция о временном ввозе предусматривает специальные требования к их маркировке. Такие требования изложены в Положении о маркировке контейнеров (приложение II к приложению В.3.). Согласно Положению, на каждый контейнер на видном месте должны быть нанесены (i) сведения о владельце; (ii) номер и другие отметки, идентифицирующие контейнер; (iii) тарный вес контейнера вместе со всем прикрепленном к нему оборудованием (речь идет, прежде всего, о реф-контейнерах, неотъемлемой частью которых является реф-установка). Интересно, что специальные требования установлены даже к клею, если обозначения на контейнер наносятся с помощью пластиковых пленок. В этой связи отметим, что в последнее время в Украине (в особенности, в одесском регионе) имели место неоднократные попытки купли-продажи контейнеров, ввезенных на условиях временного ввоза. Поэтому столь жесткие требования Конвенции о временном ввозе представляются нам полностью обоснованными в существующих украинских реалиях.
Следующую группу товаров (приложение В.4.) представляют собой товары, которые ввозятся в рамках производственной кооперации. Сюда относятся матрицы, печатные формы, клише, трафареты, чертежи, планы, модели, измерительные инструменты, а также инструменты, аппараты и машины, которые предназначены для ремонта подобных товаров и предоставляются поставщиком в распоряжение клиента. Интересно, что для освобождения товаров от уплаты ввозных пошлин необходимо одновременное соблюдение трех условий:

     (а)    товары, которые ввозятся в рамках производственной кооперации, должны принадлежать лицу (компании), зарегистрированной за пределами территории временного ввоза и предназначаться лицу (компании), зарегистрированной на территории временного ввоза;

     (б)    вся продукция или ее часть (согласно требованиям национального законодательства), полученная в результате использования товаров, ввезенных в рамках производственной кооперации, должна быть вывезена с территории временного ввоза;

     (в)    сменные средства производства должны временно и бесплатно предоставляться в распоряжение лица, зарегистрированного на территории временного ввоза, самим поставщиком товаров или с его помощью.

В приложении В.5. Конвенции о временном ввозе поименованы товары, которые ввозятся с учебной, научной или культурной целью. Условно товары этой группы можно разделить на три части: (i) научное и педагогическое оборудование (инструменты, машины, механизмы для научных исследований и обучения); (ii) материалы для обеспечения благополучия мореплавателей (материалы культурного, развлекательного, религиозного, спортивного характера для моряков, участвующих в международных морских перевозках); (iii) все остальные товары, которые ввозятся в рамках образовательной, научной или культурной деятельности. Чтобы избежать риски двусмысленного толкования этих понятий, в Конвенции отдельно приведены т.н. «иллюстративные списки», где подробно описано, что, к примеру, охватывает термин «печатные материалы» или «материалы, связанные с хобби».

Остальные приложения Конвенции охватывают личные вещи туристов путешественников и товары, которые ввозятся для спортивных целей (приложение В.6.), материалы для пропаганды и туризма (приложение В.7. с отдельным «иллюстративным списком»), товары, которые ввозятся в рамках пограничного обращения (приложение В.8.), товары, которые ввозятся в рамках гуманитарной помощи (медицинское, хирургическое, лабораторное оборудование и грузы, предназначенные для оказания помощи).

Отдельно необходимо остановиться на Приложении С, которое регулирует порядок освобождения от импортных пошлин транспортных средств, временно ввозимых в рамках коммерческого или частного использования. Конвенция о временном ввозе широко трактует термин «транспортное средство»: сюда отнесены морские и воздушные суда, автомобили, мотоциклы и велосипеды, прицепы и полуприцепы, движимый состав железнодорожного транспорта, а также обычные запасные части и дополнительное оборудование, которое перевозится на борту транспортных средств. Льгота по освобождению от уплаты ввозных пошлин распространяется также и на остатки топлива, которое находится в стандартных баках. При этом каждая из стран-участниц Конвенции вправе установить максимальные значения количества топлива, которое освобождается от налогов и сборов при временном ввозе транспортного средства.

Наконец, два последних приложения к Конвенции о временном ввозе, касаются животных (Приложение D) и товаров, которые ввозятся с частичным освобождением от ввозной пошлины и налогов (Приложение Е). Правом на освобождение от уплаты ввозных пошлин и налогов пользуются «живые животные любого вида», которые ввозятся с целью дрессировки, тренировки, разведения, подковывания или взвешивания, ветеринарного лечения, испытаний, участия в публичных мероприятиях, спектаклях, в рамках туристических поездок, для специальных целей (например, полицейские собаки или собаки-поводыри), для участия в спасательных операциях, в рамках перегона на новое пастбище, для выполнения работ или перевозки, а также для использования в медицинских целях (к примеру, для производства пчелиного или змеиного яда).

Товары, которые ввозятся с частичным освобождением от ввозных пошлин, Конвенция разделяет на две группы. К первой относятся товары, которые прямо поименованы в одном из приложений к Конвенции (см. выше), однако они не соответствуют всем требованиям/условиям, указанным в приложении. Ко второй группе относят товары, которые не указаны в приложениях к Конвенции, и ввозятся для временного использования для производства или выполнения работ. Конвенция предусматривает, что размер ввозной пошлины и налогов, которые подлежат взысканию в отношении таких товаров (при частичном освобождении), не должен превышать 5% от суммы пошлин, которые подлежали взысканию, если бы товары прошли таможенное оформление для использования на территории временного ввоза.

В завершение отметим, что законодательство Украины (статья 206 Таможенного кодекса) дублирует положения Конвенции в части перечня товаров, которые освобождаются от пошлин и налогов при временном ввозе. Присоединение Украины к Конвенции о временном ввозе в марте 2004 года, вне всякого сомнения, стало важным шагом на пути к упрощению таможенных процедур и приведения таможенного законодательства Украины в соответствие с международными стандартами в этой области. Вместе с тем, требует дальнейшего усовершенствования практическая сторона применения режима «временный ввоз» со стороны таможенных властей Украины, и в первую очередь это касается сокращения времени на таможенное оформление товаров и транспортных средств.