Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Проведение фактических налоговых проверок

Представляем Вашему вниманию разъяснения Государственной налоговой администрации Украины по вопросу осуществления фактических проверок налоговыми органами[1].

 

Прежде всего напомним, что в соответствии с п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса Украины (далее – «Кодекс») фактической является проверка, которая осуществляется по месту фактического ведения налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных и других объектов права собственности такого плательщика.

 

Целью данной проверки является проверка соблюдения налогоплательщиком порядка осуществления расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства по заключению трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

 

Согласно разъяснению, фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

 

Порядок организации и проведения проверки (ст. 80 Кодекса)

 

Фактическая проверка может осуществляться на основании решения руководителя органа налоговой службы, оформленного приказом. Данный приказ составляется отдельно на каждого субъекта хозяйствования с учетом (указанием перечня) его хозяйственных объектов (при наличии), которые подлежат проверке. Также в приказе обязательно должны быть указаны должности и фамилии должностных лиц, которые будут проводить проверку. Копия такого приказа должна быть вручена налогоплательщику либо его уполномоченному представителю под расписку до начала проведения такой проверки. Кроме того, должно быть наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных п.80.2 ст. 80 Кодекса.

 

Следует отметить, что параллельно с приказом на проведение проверки должно быть оформлено надлежащим образом направление на проведение проверки (далее – «направление»). Данное направление имеет обязательные реквизиты, предусмотренные пунктом 80.1 ст. 81 Кодекса, и составляется отдельно по каждому субъекту или объекту, подлежащему проверке согласно приказу, а также отдельно на каждого проверяющего.

 

Таким образом, непредъявление налогоплательщику (его должностным (служебным) лицам либо лицам, которые фактически проводят расчетные операции) направления либо предъявление с нарушением требований, установленных п. 81.1 ст. 81 Кодекса, является основанием для недопуска должностных лиц налоговых органов к проведению документальной выездной либо фактической проверки. При этом не разрешается на иных основаниях отказывать должностным лицам налоговых органов в проведении фактической проверки. В случае, если налогоплательщик отказался допустить должностных лиц налоговых органов к проверке, то составляется акт, которым подтверждается факт отказа.

 

При предъявлении направления должностным лицам, представителям налогоплательщика либо лицам, фактически осуществляющим расчетные операции, такие лица должны в нем расписаться и указать свое имя, должность, дату и времени ознакомления. Если вышеуказанные лица откажутся это сделать, то аналогичным образом составляется акт, удостоверяющий факт отказа. В таком случае данный акт является основанием для начала проведения такой проверки.

 

Непосредственно фактическая проверка проводится двумя и более должностными лицами налогового органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции.

 

Следует отметить, что перед началом фактической проверки может быть проведена контрольно-расчетная операция по вопросам соблюдения порядка осуществления расчетных операций и ведения кассовых операций. При этом товары, полученные для проведения такой проверки, должны быть возвращены налогоплательщику в неповрежденном виде.

 

Кроме того, с целью установления реальных показателей деятельности налогоплательщика, которая осуществляется на соответствующем месте ее ведения, должностные лица, осуществляющие проверку, могут провести хронометраж хозяйственных операций. По его результатам составляется справка, которая подписывается должностными лицами налогового органа и должностными лицами субъекта хозяйствования либо его представителя и/или лицами, фактически осуществляющими расчетные операции.

 

Длительность фактической проверки не должна превышать 10 суток, с правом ее продления на срок до 5 суток.

 

По результатам фактической проверки оформляется акт (справка) в порядке, предусмотренном п. 86.5 Кодекса, с учетом рекомендуемого перечня вопросов, которые необходимо отображать в акте проверки. Справка о результатах проведения хронометража является неотъемлемой частью (приложением) акта (справки) о результатах фактической проверки.

 



[1] Письмо ГНАУ от 28.01.2011 г. № 237/7/23-7017/125 «Об отдельных вопросах проведения фактических проверок».