Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Крюинговые агентства и налоги на доходы моряков

По данным 2008 года на мировом рынке судоходства работало 75,4 тыс. командного состава и других моряков-граждан Украины. По некоторым оценкам, зарплаты моряков ежегодно приносят экономике Украины до 1 млрд. долл. валютных поступлений. 1

 

В то же время в Украине существует нетипичная в мировой практике система налогообложения моряков, которая серьезно дискриминирует наших моряков на международном рынке. Как часто бывает, строгость налоговых законов компенсируется в этом, как и во многих других случаях, их массовым неисполнением. Моряки в подавляющем своем большинстве не платят налогов. В последнее время налоговая служба пытается активизировать работу по собиранию налогов с украинских моряков, но не имеет для этого достаточно эффективных законных средств.

 

В частности, в последнее время все чаще приходится слышать, что налоговые инспекции пытаются получить от крюинговых компаний Украины информацию о заработках моряков, работающих под иностранными флагами. Эти запросы иллюстрируют более широкую проблему, сложившуюся в нашей стране с налогообложением доходов украинских моряков.

 

Правительствам всех стран всегда было сложно контролировать доходы миллионов своих граждан, поэтому этот контроль был переложен государством на бизнес, для чего была изобретена система налоговых агентов и удержания налога. Налоговый агент–это организация, которая начисляет и выплачивает налогооблагаемый доход. Такая организация обязана удержать налог при выплате дохода и проинформировать об этом налоговую службу.

 

Классическим примером налогового агента является работодатель. Именно на работодателях-налоговых агентах держится в нашей стране администрирование налога на доходы физических лиц (также он известен как «НДФЛ» или «подоходный налог»). Именно работодатели как налоговые агенты перечисляют в бюджет основную часть подоходного налога. Суммы, которые уплачиваются самими гражданами (с подачей декларации) являются незначительными.

 

В нашей стране налоговой службе еще труднее, чем в других странах, «угнаться» за отдельными гражданами. По многим причинам в Украине не сложилась практика самостоятельной подачи гражданами налоговых деклараций и добровольной уплаты подоходного налога.

 

Поэтому украинской налоговой службе кажется вполне логичным пытаться «назначить» крюинговые компании контролером за моряками и таким образом делегировать свою контрольную работу этим компаниям.

 

Однако существует один недостаток такого подхода: по закону крюинговые компании не являются и не могут быть налоговыми агентами, поскольку они–не работодатели моряков. Это четко вытекает не только из самой сути крюингового бизнеса, но даже из лицензионных условий посредничества по трудоустройству за границей, согласно которым работодателем является именно нерезидент,2 а украинская компания-посредник может заключать с украинскими гражданами только договоры о представлении услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей.3 Работодателями моряков являются фрахтователи или менеджеры судов. Это иностранные компании-нерезиденты, который не могут быть налоговыми агентами.4

Поэтому у крюинговых агентств нет не только обязательства выполнять роль налогового агента, но и официальной информации о доходах моряков. Более того, если даже крюинговые агентства и получают информацию об уровне заработка моряков, что бывает далеко не всегда, они не имеют права передавать эту информацию в налоговую службу.

 

Согласно Закону “О защите персональных данных” крюинговые агентства не имеют права предоставлять информацию о моряках налоговым органам без согласия моряков.5 Сбор информации от моряков производится с целью их трудоустройства, а не передачи налоговым органам. А по Закону собирать, хранить и использовать данные можно только для целей, в которых их предоставил гражданин.6 Без особого разрешения того лица, о котором собрана информация, передать ее кому-либо нельзя.7

 

Правда, некоторые украинские нормативные акты можно понять таким образом, что посредник в трудоустройстве за границей обязан знать основные условия трудоустройства украинских граждан за границей. Так, согласно лицензионным условиям посредник по трудоустройству за границей обязан иметь утвержденный работодателем проект трудового договора с работником, включая условия оплаты.8 Однако целью лицензирования является обеспечение надлежащего уровня услуг и защита прав украинских граждан, работающих за границей, а не сбор налогов. Кроме того, типовой договор демонстрирует общие условия трудоустройства и не может использоваться как подтверждение доходов какого-то моряка лично.

 

Иными словами, даже если крюинговая компания имеет общую информацию о уровне заработка моряков определенных категорий, такая общая информация не даст возможности налоговой службе взыскать налог с конкретного моряка. А информации по доходу конкретных моряков крюинг собирать не должен, поскольку это не входит в предмет его отношений с моряком и было бы нарушением прав моряка в сфере охраны персональных данных.

 

Таким образом, хотя налоговая служба имеет полное право и фискальный мотив обратить внимание на доходы моряков, в крюинговых агентствах налоговая служба не может законным образом найти такую информацию.

 

Так складывается парадоксальная ситуация с налогообложением доходов моряков.

 

С одной стороны в теории моряки должны платить до 17% подоходного налога9 на всю сумму полученной ими от иностранных работодателей зарплаты,10 без всякого учета того, что большую часть времени они не живут в Украине и, соответственно, не пользуются социальными услугами и не создают давления на рынок труда.

 

С другой же стороны, на практике у налоговой службы нет эффективных законных механизмов для того, чтобы взыскать этот налог с большинства моряков. И если даже налоговая служба изыщет законные, путем изменения законодательства, или не совсем законные способы угнаться за несколькими моряками, в долгосрочной перспективе это не приведет к росту налоговых поступлений, а будет только способствовать бегству зарплат моряков из Украины. Часть моряков переведет средства на счета в иностранных банках, другие получат вид на жительство за границей, например в России или Молдове, и на законных основаниях объявят себя нерезидентами.

 

Давление на крюинговые агентства, даже если под ним были бы законные основания, не решит вопрос и приведет лишь к еще большей тенизации доходов моряков.

 

Проблему необходимо решать более комплексно и возможно в этом случае казна выиграет, если будет больше полагаться на «пряник», чем «кнут», особенно учитывая, что последний все равно не очень эффективен.

 

Комплексное решение должно было бы значительно снизить ставки налогообложения для моряков и одновременно решить вопрос уплаты ими взносов в Пенсионный фонд. Ведь на сегодня моряки не платят единый социальный взнос в Пенсионный фонд, не только потому, что не декларируют официальных доходов, но и просто потому, что не попадают ни в одну из категорий плательщиков, предусмотренную законом.11 Они не предприниматели, не наемные сотрудники украинских работодателей и, с точки зрения закона, не самозанятые лица (адвокаты, аудиторы и проч,). Поэтому на сегодня даже если бы моряк хотел и имел стимул платить взносы в Пенсионный фонд из своих зарубежных доходов, у него не было бы для этого механизма. Такая ситуация не только лишает Пенсионный фонд поступлений в то время, когда его дефицит достигает пугающих размеров, но и создает для социальной системы государства «мину замедленного действия» в виде моряков, многие из которых в будущем не смогут претендовать на трудовую пенсию.

 

Может быть, здесь может помочь международный опыт. Некоторые страны, например Великобритания, предусматривают специальное изъятие из налогообложения дохода моряков, если они находятся в стране менее 183 дней в году.12 Подобное же правило существует в России,13 а также таких странах как Ирландия14 и Новая Зеландия.15 До 2004 года чем-то подобное правило существовало и в Украине: все те, кто проживал в Украине менее 183 дней в году, не платили налог с дохода, полученного из-за границы.16

 

Такие нормы государства устанавливают с тем, чтобы стимулировать своих моряков работать на международном рынке. Ведь от такой работы государство только выигрывает: разгружается внутренний рынок труда, экономика страны получает выручку от экспорта навыков и труда своих граждан. Кроме того, это стимулирует связанную индустрию недвижимости, образования, посредничества, других услуг, потребителями которых являются моряки. Причем моряки, в отличие от работников-эмигрантов, сохраняют более тесную экономическую связь со своей страной и расходуют практически всю свою твердую валюту «дома».

 

К сожалению, в Украине на сегодня нет подобных норм, хотя все эти задачи, пожалуй, актуальнее для Украины, чем для Великобритании. Ведь Украина – экспортно-ориентированная экономика, где государство активно стимулирует экспорт. Крюинг и работа моряков под флагом – это фактически экспортная отрасль. Экспорт товаров государство стимулирует, например, применением нулевой ставки НДС. Это фактически субсидия в размере 20% для экспортеров товаров, особенно металла и продукции химической промышленности (хотя, учитывая хронические проблемы с фактической выплатой возмещения по НДС, на практике субсидия меньше). Однако для наших моряков государство пока не предусмотрело вообще никаких стимулов для того, чтобы они легализовали свои доходы.

 

Оптимальным было бы, учитывая мировой опыт и опыт самой Украины (до 2004 года) освободить от налогообложения доход резидентов, которые работают на судах за пределами Украины не менее 183 дней в году. Однако, учитывая сложную бюджетную ситуацию, такое решение вопроса (полное освобождение от налогообложения) может показаться избирателям не совсем справедливым.

 

Поэтому может быть настало время распространить те позитивные наработки, которые выработаны в сфере единого налога для предпринимателей, на моряков. Возможно, стоит освободить их доходы от подоходного налога, дав им право платить минимальный единый налог.

 

В любом случае необходимо предоставить морякам право регистрироваться плательщиками единого социального сбора и платить его по системе, которая применяется для предпринимателей: то есть самостоятельно определять доход, с которого платится единый социальный взнос, но не меньше установленного ежемесячного минимума. На сегодня этот минимум составляет 372,33 гривень.

 

Это позволило бы дать стимул морякам для легализации их доходов (прежде всего право на получение пенсии, а также возможность иметь официальный источник дохода) и получить дополнительный источник поступлений в Пенсионный фонд.

 

Безусловно, что использование этой системы должно быть для моряков добровольным, поскольку, как уже говорилось выше, у государства не очень много эффективных средств собрать с них налоги. Для тех моряков, кто не захочет воспользоваться упрощенной системой, может сохраняться существующая система налогообложения, хотя она и не является эффективной.

 

1 Корреспондент: Прощай, любимый город, 26 января 2011, http://korrespondent.net/business/1179018-korrespondent-proshchaj-lyubimyj-gorod

2 Пункт 3.3.5-3.3.6 Лицензионных условий, утвержденных приказом Минтруда от 06.09.2010 г. №272 («Лицензионные условия»).

3 Пункт 3.5 Лицензионных условий.

4 Пункт 168.2.2 Налогового кодекса Украины («НК»).

5 Ст. 14 Закона «О защите персональных данных».

6 Ч. 1 ст. 6 Закона «О защите персональных данных».

7 Статья 14 Закона «О защите персональных данных». Конечно, налоговые инспекции обосновывают свои запросы широкими полномочиями по сбору информации, которые предоставлены им Налоговым кодексом (пункты 20.1.3, 20.1.6), однако Налоговый кодекс не предусматривает обязанность налогоплательщиков-крюинговых агентств предоставлять персональные данные других физических лиц, права которых защищает Закон «О защите персональных данных».

8 Пункт 3.3.5 Лицензионных условий.

9 Нынешняя ставка НДФЛ составляет 15% для дохода до 10 минимальных зарплат (в 2012 году эта величина составляет 10730 грн.) и 17% от всех доходов, которые превышают эту сумму. Пункт 167.1 НК.

10 Тем более, что согласно законодательству подавляющее большинство моряков считаются резидентами Украины, поскольку резидент–это лицо, имеющее место проживания в Украине. Пункт 14.1.213 НК. Моряки, о которых мы говорим, то есть клиенты украинских крюинговых агентств, как правило имеют вполне определенное место жительства в Украине и не имеют аналогичного места жительства за границей, выезжая за границу только в рейсы. Поэтому как и все другие резиденты Украины они обязаны уплачивать НДФЛ с доходов, полученных не только из Украины, но и во всем мире. Пункт 163.1 НК.

11 Cтатья 4 Закона о сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

12 HM Revenue and Customs, Do I qualify for Seafarer's Earnings Deduction?, http://www.hmrc.gov.uk/cnr/seafaq2.htm

13 Ковен Е.Н., Физические лица -- нерезиденты: вопросы налогообложения, http://oldharbour.narod.ru/nalog4.htm

14 Irish Tax and Customs, Seafarers Allowance, http://www.revenue.ie/en/tax/it/credits/seafarers-allowance.html

15 John Prebble, Double Tax Agreements: Operation of the International Shipping Article When Moving from Cabotage to an Open Coast Policy: Business Profits, Seafarers’ Wages, Insurance Premiums, Chartering, and Value Added Tax, http://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=1889844

16 Статья 2 Декрета о подоходном налоге с граждан.