Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Разъяснения относительно изменений в Налоговый кодекс Украины

5 июля 2012 г. Верховной Радой Украины был принят Закон1 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно государственной налоговой службы в связи с проведением административной реформы)» № 5083-VI. Закон вступил в силу 12 августа 2012 года.

Представляем Вашему вниманию основные изменения, которые вносятся Законом в Налоговый кодекс Украины (далее – «Кодекс»).

 

I. Прежде всего отметим, что с целью нормативного урегулирования правовых, экономических и организационных основ деятельности Государственной налоговой службы Украины Кодекс был дополнен ст. 19-1 «Функции органов государственной налоговой службы», а также двумя новыми разделами:

1) Раздел XVIII-1. Должностные лица органов Государственной налоговой службы и их правовая и социальная защита

2) Раздел XVIII-2. Налоговая милиция.

 

Кроме того, согласно пояснительной записки к Закону, с целью приведения Кодекса в соответствие с некоторыми законами Украины в связи с проведением административной реформы, в частности, в связи с принятием Указа Президента Украины от 09.12.2010 г. № 1085 «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти», Законом вносятся изменения в наименования государственных органов, указанных в Кодексе.

 

II. Вместе с тем, несмотря на свое целевое назначение, Законом все же вносятся изменения и в некоторые другие разделы Кодекса.

 

1. Так, одним из основных новшеств Закона является внесение изменений в раздел XIV Кодекса относительно упрощенной системы налогообложения. В частности, Законом вводится две дополнительные группы плательщиков единого налога, а именно:

  • Пятая группа, к которой будут относиться физлица - предприниматели, которые в течение календарного года соответствуют совокупности таких критериев:

* не используют труд наемных лиц или количество лиц, которые пребывают с ними в трудовых отношениях, одновременно не превышает 20 лиц;

* объем дохода не превышает 20 000 000 гривен.

  • Шестая группа – юрлица – субъекты хозяйствования любой организационно - правовой формы, которые в течение календарного года соответствуют совокупности таких критериев:

* среднеучетное количество работников не превышает 50 лиц;

* объем дохода не превышает 20 000 000 гривен.

 

2. В результате, соответствующие изменения были внесены и в ст. 293 Кодекса, которая устанавливает ставки единого налога. В частности, пункт 293.3 ст. 293 Кодекса был дополнен новым пунктом, устанавливающим ставку единого налога для налогоплательщиков, относящихся к новым 5 и 6 группе, а именно:

  1. 7% дохода – в случае уплаты НДС согласно Кодексу;

  2. 10% дохода – в случае включения НДС в состав единого налога.

 

3. Согласно изменениям в ст. 294 Кодекса, налоговым (отчетным) периодом для плательщиков двух новых групп5 и 6 – является календарный квартал.

 

4. В новой редакции изложен также подпункт 3) п. 293.3 ст. 293 Кодекса, которым предусмотрено:

«Налогоплательщики 3 группы и 5 группы, которые превысили в налоговом (отчетном) периоде объем дохода, определенный для таких налогоплательщиков пунктом 291.4 ст. 291 Кодекса, к сумме превышения применяют ставку единого налога в размере 15 %.

 

При этом, плательщики 3 группы обязаны в следующем налоговом (отчетном) квартале по поданному ними заявлению перейти на применение ставки единого налога, определенной для налогоплательщиков единого налога 5 группы (соответствующее заявление должно быть подано до 20 числа месяца, следующего за календарным кварталом, в котором допущено превышение объема дохода), либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения.

В свою очередь, плательщики 5 группы при таком превышении обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, установленных Кодексом.

 

Что касается плательщиков 4 и 6 группы, которые превысили в налоговом (отчетном) периоде объем дохода, предусмотренный п. 291.4 ст. 291 Кодекса, то они к сумме превышения должны применить ставку единого налога в двойном размере ставок, предусмотренных в п. 293.3 ст. 293 Кодекса для 4 и 6 группы. При этом, плательщики 4 группы в следующем налоговом (отчетном) квартале имеют право по поданному ними заявлению перейти на применение ставки единого налога, установленной для плательщиков 6 группы либо отказаться от применения упрощенной системы налогообложения. В свою очередь плательщики 6 группы обязаны перейти на уплату других налогов и сборов, установленных Кодексом.

 

5. Изменениями предусмотрено, что плательщики единого налога 5 и 6 группы, так же как и плательщики 3 и 4 группы, должны оплатить единый налог в течение 10 календарных дней после предельного срока подачи налоговой декларации за налоговый (отчетный) квартал.

 

6. Законом внесены изменения и в п. 298.1 ст. 298 Кодекса, согласно которым зарегистрированные субъекты хозяйствования (новосозданные), которые желают избрать упрощенную систему налогообложения и ставки единого налога, установленные для 3-6 группы, должны подать соответствующее заявление в течение 10 дней со дня государственной регистрации (ранее предусматривалось, что заявление может быт подано до конца месяца, в котором произошла государственная регистрация).

 

7. С появлением двух новых групп, соответствующие изменения внесены и в иные пункты ст. 298 Кодекса, устанавливающей порядок избрания или перехода на упрощенную систему налогообложения, либо отказа от упрощенной системы налогообложения.

 

III. Некоторые изменения коснулись также плательщиков налога на прибыль предприятий.

 

В частности, несколько подробней расписан порядок определения и сроки оплаты налогового обязательства плательщиками налога на прибыль. Так, пункт 57.1 статьи 57 Кодекса дополнен новыми абзацами такого содержания:

«Плательщики налога на прибыль (кроме вновь созданных, производителей сельскохозяйственной продукции, неприбыльных учреждений (организаций) и налогоплательщиков, у которых доходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный налоговый период не превышают десять миллионов гривен) ежемесячно уплачивают авансовый взнос по налогу на прибыль в порядке и в сроки, установленные для месячного налогового периода, в размере не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий отчетный (налоговый) год без предоставления налоговой декларации.

Налогоплательщики, зарегистрированные в течение отчетного (налогового) года (вновь созданные) уплачивают налог на прибыль на основании годовой налоговой декларации за период деятельности в отчетном (налоговом) году без подачи налоговой декларации за отчетные (налоговые) периоды (календарный квартал, полугодие и девять месяцев) без уплаты авансового взноса.

Налогоплательщики, у которых доходы, которые учитываются при определении объекта налогообложения, за последний годовой отчетный (налоговый) период не превышают десять миллионов гривен и неприбыльные учреждения (организации) уплачивают налог на прибыль на основании налоговой декларации, которую подают в органы государственной налоговой службы за отчетный (налоговый) год без уплаты авансового взноса.
В случае, если налогоплательщик, который платит авансовый взнос, по итогам первого квартала отчетного (налогового) года не получил прибыль или получил убыток имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал.
Такой налогоплательщик авансовых взносов во втором - четвертом кварталах отчетного (налогового) года не осуществляет, а налоговые обязательства определяет на основании налоговой декларации по итогам первого полугодия, трех кварталов и за год, которая подается в орган государственной налоговой службы в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Налогоплательщик, который по итогам прошлого отчетного (налогового) года не получил прибыли, налоговые обязательства не начислял и не имел базового показателя для определения авансовых взносов в следующем году, а по итогам первого квартала получает прибыль должен подать налоговую декларацию за первое полугодие, три квартала отчетного (налогового) года и за отчетный (налоговый) год для начисления и уплаты налоговых обязательств.

В составе годовой налоговой декларации налогоплательщиком подается расчет ежемесячных авансовых взносов, которые должны выплачиваться в следующие двенадцать месяцев. Определенная в расчете сумма авансовых взносов считается согласованной суммой денежных обязательств.

При этом, двенадцатимесячный период уплаты авансовых взносов определяется с месяца, следующего за месяцем, в котором определен предельный срок подачи годовой налоговой декларации за предыдущий отчетный (налоговый) год, до месяца подачи налоговой декларации за текущий отчетный (налоговый) год.

Формы расчета, предусмотренных в настоящем пункте, утверждаются в порядке, установленном настоящим Кодексом”.

 

Вместе с тем, пункт 2 подраздела 4 Раздела ХХ Переходных положений дополнен абзацем, согласно которому плательщики налога на прибыль, которые, начиная с 2013 г. подают годовую налоговую декларацию, согласно п. 57.1 ст. 57 Кодекса, должны оплатить в январе – феврале 2013 г. авансовый взнос с этого налога в размере 1/9 налога на прибыль начисленного в налоговой отчетности за 9 месяцев 2012 года, в течение 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

 

1 http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/5083-vi