Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Разъяснения ГНС по вопросам одинакового применения Налогового кодекса

 

Государственной налоговой службой Украины в письме от 31.07.2012 г. № 20727/7/10-0217/2986 предоставлено разъяснение по вопросам одинакового применения норм Налогового кодекса Украины (далее – «Кодекс»).

 

1. Разъяснение касаемо права следователя в пределах Уголовного процессуального кодекса Украины (далее – «УПК Украины») назначать проведение проверок субъектов хозяйствования.

 

В частности, согласно ст. 130 УПК Украины о решениях, принятых следователем или прокурором во время проведения досудебного следствия в случаях, предусмотренных УПК Украины, а также в случаях, когда это посчитает необходимым следователь или прокурор, составляется мотивированное постановление.

Вместе с тем, согласно пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса Украины (далее – «НКУ»), постановление следователя является основанием для проведения органом ГНС внеплановой документальной проверки налогоплательщика.

Кроме того, согласно ст. 14 УПК Украины, постановления следователя, вынесенные согласно закона в уголовном деле, которое находится в его производстве, являются обязательными для исполнения всеми предприятиями, учреждениями и организациями, должностными  лицами и гражданами.

 

Таким образом, законодательством Украины предусмотрено право следователя в пределах УПК Украины назначать соответствующим постановлением проведение проверок субъектов хозяйствования. Такие постановления являются обязательными к исполнению органами ГНС Украины.

 

 

 2.  Разъяснение по вопросу права органов ГНС принимать налоговые уведомления-решения по результатам проведенных проверок, назначенных согласно с УПК Украины или законом об оперативно-разыскной деятельности.

 

Так, одним из оснований для проведения органом ГНС документальных внеплановых проверок является получение органом ГНС постановления суда (определения) о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора, вынесенного ними согласно закону в уголовных делах, которые находятся в их производстве.

 

Сообщается, что по результатам таких проверок, налоговое уведомление-решение не принимается до дня вступления в силу соответствующего решения суда. Материалы проверки вместе с выводами органа ГНС передаются в правоохранительный орган, который назначил проверку.

 

Если же, налоговое уведомление-решение будет принято по результатам проведенных проверок, назначенных на основании постановления органа дознания, следователя или прокурора до вынесения соответствующего решения суда в пределах УПК Украины, то такое налоговое уведомление-решение будет отменено (позиция Высшего административного суда Украины).

 

 

3.  Разъяснение относительно права налогоплательщиков на обжалование выводов акта проверки.

 

Так, напоминается, что согласно п. 86.1 ст. 86 НКУ, по результатам проведенных проверок органы ГНС составляют акт или справку такой проверки, которые выписываются должностными лицами органа ГНС и налогоплательщиками либо их законными представителями (при наличии). В случае установления во время проверки нарушений составляется акт. Если такие нарушения отсутствуют, то составляется справка.

Сообщается также, что согласно п. 1 ст. 6 Кодекса административного судопроизводства, налогоплательщик, который считает, что решением, действием или бездеятельностью субъекта властных полномочий нарушены его права, свободы или интересы, для их защиты имеет право обратиться в административный суд.

 

В свою очередь обращается внимание, что выводы акта проверки и собственно сам акт проверки (в т.ч. акт проверки, на основании которого в дальнейшем было возбуждено уголовное дело) не является решением органа властных полномочий, и т.о. не порождает для налогоплательщика наступление каких-либо юридических последствий и не влияет на его права, обязанности или законные интересы, что исключает возможность такого налогоплательщика обжаловать их в судебном порядке.

 

Вместе с тем, налогоплательщиком могут быть обжалованы определенные процессуальные действия органа ГНС при проведении проверки (напр., изъятие оригиналов первичных документов и проч.), кроме действий касательно оформления и составления акта проверки.

 

Одновременно сообщается, что выводы акта проверки, на основании которого в дальнейшем было возбуждено уголовное дело, наряду с другими доказательствами могут быть предметом исследования в уголовном процессе.

 

 

9.11.2012