Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Применения административного ареста денежных средств

 

Высший административный суд Украины издал и направил для применения в адрес нижестоящих инстанций информационное письмо от 29.04.2013г. № 642/12/13 «Относительно применения административного ареста денежных средств».


В письме отмечается, что действующее законодательство последовательно разграничивает порядок наложения административного ареста на имущество налогоплательщика, отличное от денежных средств, и ареста средств налогоплательщика. При этом основания для применения в виде как админареста имущества, так и ареста средств на счетах налогоплательщика, являются универсальными и определены пунктом 94.2 ст. 94 Налогового кодекса Украины.  Оба вида ареста, по общему правилу, применяются по одинаковым основаниям, но различаются процедурой применения - по решению руководителя налогового органа (в отношении имущества, отличного от денежных средств), или по решению суда (арест средств).

 

В письме также указано, что отсутствие оснований для применения ареста денежных средств налогоплательщика, предусмотренных подпунктом 20.1.17 пункта 20.1 ст. 20 НКУ, среди оснований для применения админареста, входящих в перечень, установленного пунктом 94.2 ст. 94 НК (сформулированного как исчерпывающий), не должно рассматриваться судами, как препятствие для применения ареста денежных средств на счетах налогоплательщика в соответствующих случаях.

 

Приведенное суд объяснил тем, что нормы пункта 94.2 НКУ определяют общие основания для применения ареста как имущества, так и средств налогоплательщика. В то же время, подпункт 20.1.17 пункта 20.1 ст. 20 НК регулирует другой круг общественных отношений, а именно вопрос о наложении ареста исключительно на средства налогоплательщика и другие ценности, находящиеся в банках, причем в специфической ситуации – при отсутствии достаточного для погашения налогового долга имущества.

 

В вою очередь, на сегодняшний момент среди юристов сложилось мнение, что ВАСУ допустил субъективное и неправомерное толкование прав и обязанностей  налоговых органов, установленных п.7.3. Порядка применения административного ареста имущества налогоплательщика № 1398, в части  соблюдения особого порядка применения ареста денежных средств на счетах налогоплательщика.  

 

Так, ВАСУ было указано, что «обращение налогового органа в суд с требованием о наложении ареста на денежные средства по основаниям, предусмотренным подпунктом 20.1.17 пункта 20.1 ст. 20 НК, может осуществляться без учета нормы пункта 7.3 Порядка применения административного ареста имущества налогоплательщика ... ».


Отмечаем, что раздел 7 Порядка № 1398 устанавливал особенности применения ареста денежных средств на счете налогоплательщика, а пунктом 7.3 предусмотрено, что для применения ареста денежных средств на счете налогоплательщика орган государственной налоговой службы подает в суд исковое заявление в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства в день принятия решения о применении административного ареста имущества налогоплательщика.

 

Таким образом, именно п. 7.3 Порядка № 1398 исключал применение ареста денежных средств на счете налогоплательщика без принятия решения налоговым органом о применении админареста имущества налогоплательщика. Отдельно следует напомнить, что подпунктом 21.1.1 пункта 21.1 ст. 21 НКУ на должностных лиц контролирующих органов возложена обязанность соблюдения не только Конституции, кодексов, законов, но и других нормативных актов, в том числе и  Порядка № 1398

 

 

03.06.2013