Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Антикризисный закон и его последствия для бизнеса

 

В связи с вступлением 01 апреля 2014 года в силу Закона Украины «О предупреждении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине»1, так называемого, Антикризисного закона (далее – Закон или Антикризисный закон) – предлагаем Вашему вниманию ознакомиться с основными изменениями в действующее законодательство, датами, с которых они начнут применяться, и их последствиями для бизнеса.

 

Антикризисный закон затронул следующие сферы правового регулирования:

 

1. Налог с доходов физических лиц (подоходный)

 

1) Несмотря на то, что Министерство финансов в законопроекте предлагало применять ставки налога по, так называемой, «прогрессивной шкале» — от 15 до 30% — в зависимости от уровня доходов, в принятой редакции закона этой нормы нет.

Таким образом, подоходный налог оставили на старых уровнях, действовавших до 01 апреля 2014 года. Основная ставка — 15%, а для доходов более 10 минимальных зарплат (12 180 грн.)217% на сумму превышения.

 

2) Изменилось налогообложение пассивных доходов. Речь идет о доходах в виде процентов по депозитам в сумме, превышающей 17 прожиточных минимумов для трудоспособного населения (это 20 706 гривен)3, дивидендов, роялти, а также инвестиционном доходе.

 

Так, с 01 июля 2014 года пассивные доходы, включающие:

1) Доходы от депозитов на сумму, превышающую 17 прожиточных минимумов для трудоспособного населения в год (20 706 гривен в год);

2) Дивиденды

3) Роялти

4) Инвестиционный доход

будут облагать согласно следующей прогрессивной шкале

 

 

Размер пассивных доходов в год

Ставка подоходного налога

в прожиточных минимумах

в гривнах, исходя из текущего прожиточного минимума

До 204

до 248 472

15%

204-396

248 472– 482 328

20% на сумму превышения

Более 396

Более 482 328

25% на сумму превышения

 

Что касается механизма оплаты налога с доходов физических лиц в отношении вышеуказанных пассивных доходов, то его оплачивает налоговый агент с применением ставки 15%. В случае же превышения предела суммы пассивных доходов, в отношении которого применяется ставка налога 15%, налогоплательщик обязан подавать налоговую декларацию и самостоятельно пересчитывать размер своего налогового обязательства с применением той ставки налога, которая соответствует фактически полученной им по итогам года сумме пассивных доходов (согласно вышеуказанной прогрессивной шкале).

Следует также отметить, что с 01.07.2014 г. налоговые органы получат упрощенный доступ к информации о депозитах населения в банках – закон снимает ограничение на получение информации, содержащей банковскую тайну.

Таким образом, с 01 июля 2014 года доходы физических лиц будут облагаться следующим образом:

Налогооблагаемый месячный доход (за исключением пассивных доходов) в размере, не превышающем 10 минимальных заработных плат (12180 гривен) будет облагаться по ставке 15%, а сумма превышения – по ставке 17%.

Пассивные доходы будут облагаться по прогрессивной ставке от 15% до 25%.

 

Отдельное внимание следует уделить вопросу налогообложения процентов по банковским депозитам.

Так, как уже было отмечено выше, вышеуказанный новый порядок налогообложения таких процентов (с применением прогрессивной шкалы) вводится только с 01.07.2014г.

Вместе с тем, что в действовавшей до Антикризисного закона редакции Налогового кодекса содержалась норма о налогообложении процентов по депозитам по ставке 5 %, при этом в соответствии с Переходными положениями старой редакции Налогового кодекса такая норма должна была быть введена в действие только с 01 января 2015 года.

Однако в результате путаницы с переходными нормами Антикризисного закона, вышеуказанное переходное положение Налогового кодекса об отсрочке введения в действие правила о налогообложении процентов по депозитам по ставке 5 % было отменено, в то время как само такое правило было оставлено в силе до 01.07.2014г.

Формально юридически это означает, что в настоящее время (с 01.04.2014 г.) действует норма Налогового кодекса (167.2.), предусматривающая налогообложение дохода по всем депозитам по ставке 5 %.

Министерство финансов Украины официально заявило, что это является технической ошибкой, и в ближайшее время в Налоговый кодекс будут внесены соответствующие поправки, в результате которых в период с апреля до июля 2014 года проценты по депозитам не будут облагаться налогом, а с июля 2014 года будут облагаться в описанном выше новом порядке, предусмотренном Антикризисным законом (с применением прогрессивной шкалы).

Однако, до принятия соответствующих изменений в Налоговый кодекс строго юридически проценты по депозитам в период с апреля по июль 2014 года являются объектом налогообложения по ставке 5%, в связи с чем банки, выполняя функции налоговых агентов, формально обязаны начислять такой налог.

 

3) Суммы пенсий, превышающие 10 000 гривен в месяц – в размере превышения, а также пенсии из иностранных источников будут включаться в доходы и подлежать налогообложению по ставке - 15% (и 17% - на сумму превышающую - 12 180 грн.).

 

2. Налог на прибыль

 

Ставка налога на прибыль сохранена на уровне 18%. Напомним, ранее планировалось постепенное – до 2016 года – снижение ставки налога на прибыль до 16 %.

 

3. НДС

 

Ставка НДС сохранена на уровне 20% на постоянной основе (ранее планировалось её снижение до 17% – с 2015 года).

 

Порядок освобождения от оплаты НДС поставки на территории Украины и экспорта отдельных зерновых культур продлевается до 1 октября 2014 года.

 

С 01 апреля 2014 года введён НДС на лекарственные препараты – 7% от стоимости. Это новшество, безусловно, приведет к подорожанию для потребителей как отечественных, так и импортных медпрепаратов.

 

Также с 01 апреля 2014 года вводится НДС для международных почтовых отправлений стоимостью от 150 евро, тогда как ранее НДС облагались посылки стоимостью свыше 300 евро.

 

4. Акцизные платежи

 

Начиная с мая, будут постепенно повышены ставки акцизного налога на табачные изделия, крепкие алкогольные напитки и на пиво.

С 01 апреля 2014 года вдвое увеличены ставки акцизного налога на новые автомобили и мотоциклы с объемом двигателя свыше 0,5 л. А также установлены ставки акциза на мотоциклы с объемом двигателя до 0,5 л на уровне 0,06 евро за 1 куб. см. и повышены вдвое ставки акцизного налога на автомобильные кузова. Таким образом, в зависимости от объема двигателя к стоимости машины прибавится: от 65 евро (1,3 литра) до 7 тыс. евро (6,8 л).

 

Также с 01 апреля 2014 года вдвое повышаются ставки акциза на дизельное топливо.

 

5. Налог на недвижимость

 

 

С 01 апреля 2014 года изменяется подход к объекту налогообложения: так, если ранее объектом являлась жилая недвижимость жилой площадью от 120 кв. метров, то теперь для определения условий оплаты налога на недвижимость будет учитываться общая площадь.

Ставки налога на жилую недвижимость, который применяется с 2014 года, не меняются: как и ранее, это 1% от минимальной зарплаты за каждый квадрат квартиры от 120 до 240 метров (дома от 250 до 500 метров) и 2,7% — для большего жилья.

 

 

6. Плата за землю / фиксированный сельскохозяйственный налог

 

С 01 января 2015 года  будет осуществляться индексация нормативной денежной оценки земель для определения базы налогообложения фиксированным сельскохозяйственным налогом.

С 01 апреля внесено уточнение в Налоговый кодекс, согласно которому размер арендной платы за государственные и коммунальные земли, независимо от категории земель, не может быть меньше 3 % нормативной денежной оценки (в то время, как ранее минимальный размер арендной платы составлял троекратный размер земельного налога, что, в зависимости от целевой категории земли, не всегда равнялось 3 % от нормативной денежной оценки).

Кроме того, с 01 апреля увеличены ставки налогов по земельным участкам, нормативная оценка которых не проведена (за 1 кв. м. в зависимости от населенного пункта).

 

7. Налог за пользование недрами

 

С 01 апреля 2014 года введена новая категория налогоплательщиков налога за пользование недрами: собственники или пользователи земельных участков размером более 12 соток, использующие устройства для получения воды из-под земли в объеме больше 13 куб. м на человека в месяц.

Также изменения коснулись подхода к классификации полезных ископаемых при определении размера платы за пользование недрами, а ставки налога полностью установлены в процентном соотношении. Увеличились отдельные ставки налога за пользование недрами для добычи полезных ископаемых.

 

8. «Экологические» налоги и сборы

 

Ставки налогов и сборов, кроме сбора за специальное использование лесных ресурсов и экологического налога по утилизации снятых с эксплуатации транспортных средств, определенных в абсолютных значениях (кроме евро), будут корректироваться на индекс потребительских цен, индекс цен производителей промышленной продукции.  

 

9. Сбор за покупку иностранной валюты

 

С 01 апреля 2014 года введен пенсионный сбор при осуществлении операций по покупке юридическими и физическими лицами безналичной или наличной иностранной валюты по ставке 0,5% от суммы операции.

 

10. Сбор за пользование радиочастотами

 

С 01 апреля 2014 года в два раза повышается сбор за пользование радиочастотными ресурсами, что может стать причиной будущего роста цен на услуги мобильной связи и услуги доступа к Интернету.

 

11. Сокращение численности прокуроров, работников правоохранительных органов, госслужащих

 

Правоохранительные органы - МВД, СБУ, Управление госохраны, прокуратура - должны оптимизировать численность сотрудников. В МВД предполагается уволить 79,4 тыс. человек (с 324,4 до 245 тыс.), в СБУ - 3,35 тыс. человек (с 33,5 до 30,15 тыс.), в Управлении госохраны - 299 человек (с 2993 до 2694) и в прокуратуре - 2,263 тыс. человек (с 22,63 до 20,367 тыс.).

 

12. Сокращение социальных выплат

 

Подход к выплате помощи при рождении ребенка решили унифицировать. Так, с 01 июля 2014 года она составит 41,28 тыс. грн. вне зависимости от количества детей в семье. Выплата помощи будет осуществляться одноразово в сумме 10 320 гривен, остальная сумма помощи будет выплачиваться на протяжении следующих 36 месяцев равными частями.

 

Напомним, что на сегодняшний день размер помощи составляет 30 прожиточных минимумов для первенца, 60 прожиточных минимумов - для второго ребенка и 120 прожиточных минимумов для третьего и каждого последующего ребенка.

С 01 мая 2014 года Законом также отменяется начисление специальных пенсий в размере 80% от зарплаты судьям, прокурорам и госслужащим. Указанные лица будут переведены на общий принцип начисления пенсий в размере 70% от зарплаты.

 

13. Единый социальный взнос

 

С 01 мая 2014 года меняются пропорции распределения единого социального взноса между фондами социального страхования следующим образом: 

- на общеобязательное государственное пенсионное страхование - увеличится на 1,1 %; 

- на общеобязательное государственное социальное страхование на случай безработицы - уменьшится на 1 %; 

- на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребением - уменьшится на 0,2 %; 

- на общеобязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности - увеличится на 0,1 %.

Данное перераспределение не влияет ни на размер единого социального взноса, ни на порядок его уплаты со стороны предприятий.

 

ВЫВОДЫ:

Таким образом, Антикризисный закон не имеет существенного влияния на бизнес, а затрагивает в большей степени индивидуальные интересы граждан и может повлиять на экономику следующих компаний:

- предприятий, которые осуществляют операции с подакцизными товарами, в отношении которых увеличатся ставки;

  • операторов мобильной связи;

  • сельскохозяйственных предприятий;

  • предприятий, деятельность которых связана с использованием недр и природных ресурсов;

  • банков.

 

Для остальных предприятий можно выделить следующие последствия принятия Антикризисного закона:

 

  1. Не уменьшатся, как планировалось, ставки налога на прибыль и НДС;

  2. С 01.07.2014 г. при выплате дивидендов предприятием как налоговым агентом в пользу физических лиц, вместо применяемой ранее ставки 5 % будет применяться ставка 15%;

  3. Могут увеличиться расходы на корпоративную мобильную связь и интернет – в связи с увеличением сбора на пользование радиочастотами;

  4. Могут увеличиться транспортные расходы – в связи с ростом акциза на дизельное топливо;

  5. Увеличатся расходы на покупку иностранной валюты (в связи с вводом пенсионного сбора – 0,5% от суммы операции).

 

1 Ознакомиться с полным текстом Закона можно по следующей ссылке: http://zakon4.rada.gov.ua/laws/show/1166-18

2 Исходя из того, что по состоянию на сегодняшний день минимальная заработная плата составляет 1218 грн.

3 Исходя из того, что по состоянию на сегодняшний день прожиточный минимум для трудоспособного населения составляет 1218 грн.