Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

ГФС разъяснила, когда следует отвечать на запросы налоговой

 

Государственная фискальная служба Украины (далее – ГФС) в своем письме № 24065/6/99-99-22-04-02-15 от 11.11.2015 г. 1 предоставила разъяснение относительно предоставления ответов на запросы ГФС.

 

Так, ГФС напомнила, что получение налоговой информации и направление запросов контролирующими органами регламентировано ст. 73 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) и Порядком периодического представления информации органам государственной налоговой службы и получения информации указанными органами по письменному запросу (далее - Порядок)2. В частности в документах четко определен перечень оснований для направления налогоплательщику запроса о предоставлении информации, а также требования к его оформлению.

 

Так, письменный запрос о предоставлении информации направляется налогоплательщику или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

 

1) по результатам анализа налоговой информации выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы (в т.ч. налогового, валютного, законодательства в сфере предотвращения и противодействия;

 

2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) во время проведения проверок и в других случаях, предусмотренных ст. 39 НКУ;

 

3) выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных налогоплательщиком;

 

4) в отношении налогоплательщика подана жалоба о непредоставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной;

 

5) при проведении встречной сверки;

 

6) в иных случаях, определенных НКУ.

 

При этом запрос ГФС должен содержать:

 

• основания для направления запроса согласно п. 73.3 НКУ с указанием информации, которая это подтверждает;

 

• перечень запрашиваемой информации и перечень документов, которые предлагается предоставить;

 

• печать контролирующего органа.

 

Запрос должен быть подписан руководителем (заместителем руководителя) контролирующего органа.

 

ГФС напомнила, что налогоплательщики и другие субъекты информационных отношений обязаны подавать информацию, определенную в запросе контролирующего органа, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено НКУ). Ответ, который направляется на запрос контролирующего органа, должен содержать номер и дату запроса, на который предоставляется ответ, и информацию, которая запрашивается (п. 15 Порядка).

 

Вместе с тем, несмотря на предусмотренный месячный срок для ответа, мы рекомендуем, отвечать на подобные запросы налоговой в течение 10 дней со дня получения запроса, поскольку в соответствии с пп. 78.1.1 НКУ непредоставление налогоплательщиком ответа на налоговый запрос в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса является одним из оснований для внеплановой выездной проверки налогоплательщика.

 

Что касается права должностных лиц ГФС указывать в запросе в качестве основания его направления – формулировку "вероятность или установления нарушения налогового и иного законодательства", то ГФС подчеркнула, что запрос должен соответствовать требованиям, указанным в п. 73.3. ст. 73 НКУ.

 

При этом, отвечая на вопрос «Обязан ли налогоплательщик отвечать на запрос, который составлен с нарушением требований, изложенных в п. 73.3 ст. 73 НКУ?», ГФС отметила, что налогоплательщик освобождается от обязанности предоставлять ответ на запрос, который не соответствует указанным требованиям.

 

Таким образом, из Письма ГФС следует, что любой запрос контролирующего органа должен соответствовать требованиям к его оформлению, а основанием его направления должна быть одна из причин, указанных в НКУ. В случае не соответствия запроса требованиям законодательства или необоснованности его направления, налогоплательщик вправе не отвечать на него.