Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Закон об изменении порядка судебного обжалования актов органов власти

Принят закон, который изменяет порядок судебного обжалования актов Президента, Верховной Рады и Высшего совета юстиции, а также детально регламентирует рассмотрение вопроса об увольнении судей Высшим советом юстиции.

 

13 мая 2010 года Верховная Рада Украины приняла Закон № 6109 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно недопущения злоупотреблений правом на обжалование" (далее - Закон). Вышеуказанный Закон был подписан 13 мая 2010 года Президентом Украины и вступил в силу 15 мая 2010 года. С полным текстом Закона Вы можете ознакомиться в системе Лига – Закон, либо на официальном сайте Верховной Рады Украины.1

 

Законом вносятся изменения в Кодекс про административные правонарушения Украины, Кодекс административного судопроизводства и Закон Украины «О высшем совете юстиции». Предлагаем Вашему вниманию основные нововведения, предусмотренные Законом:

 

  1. исключительная подсудность административных исков об обжаловании актов, действий, бездействия Президента, Верховной Рады и Высшего совета юстиции Высшему административному суду Украины (ВАСУ). Решение ВАСУ по данной категории дел является окончательным и становится невозможным обжалование актов указанных органов в апелляционном и кассационном порядке.

 

  1. запрет приостановления действия обжалуемых актов в порядке меры обеспечения иска. Помимо исков, указанных в п.1, аналогичный запрет также вводится в отношении обжалования актов НБУ о вводе временной администрации;


  1. административные дела по поводу обжалования нормативно-правовых актов Кабинета министров Украины, других субъектов властных полномочий, а также ряд административных дел, касающихся политических партий, консульских и дипломатических представительств, решаются окружным административным судом, территориальная юрисдикция которого распространяется на город Киев;


  1. Высший совет юстиции Украины (далее – «ВСЮ») приобретает право на истребование необходимой информации для осуществления своих полномочий (включая копии материалов дел, находящихся на рассмотрении в судах). Следовательно, данная норма может способствовать прозрачности ведения судебного процесса;


  1. не предоставление информации ВСЮ влечет наложение штрафа в размере от 25 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан (425-1700 грн.);


  1. предоставлены широкие полномочия ВСЮ относительно наказания судей.


Напомним, что именно ВСЮ является органом, который рассматривает вопрос увольнения судей с занимаемой должности и подает соответствующее представление об увольнении судьи Президенту Украины.

В частности, в Законе указывается, что ВСЮ рассматривает вопрос об увольнении судьи в случаях нарушения присяги, нарушения судьей требований о несовместимости и вступления в силу обвинительного приговора относительно него.

 

Исходя из Закона, нарушением судьей присяги является:

  • осуществление им действий, порочащих звание судьи, либо которые могут вызвать сомнение в его объективности, предубежденности и независимости, в честности и неподкупности судебных органов;

  • незаконное получение судьей материальных благ или осуществление расходов, превышающих доходы такого судьи и членов его семьи;

  • умышленное затягивание судьей сроков рассмотрения дел;

  • нарушение морально-этических принципов поведения судьи.

Несмотря на то, что ВСЮ не рассматривает лично обращения граждан относительно незаконных действий судьи, в то же время, законодательство предусматривает возможность информировать квалификационные комиссии судей о своих нарушенных правах, поскольку именно эта инстанция имеет право привлекать судей к дисциплинарной ответственности и сообщать ВСЮ о таких нарушениях.

 

Таким образом, Высшему совету юстиции предоставлены дополнительные рычаги контроля над работой судейского аппарата, что может иметь положительный эффект для судопроизводства в нашей стране в целом.