Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Изменения в законодательство о третейских судах

03.02.2011 года Верховная Рада Украины приняла ряд законов, которыми внесла изменения в некоторые законодательные акты, касающиеся рассмотрения дел третейскими судами. Так третейские суды были заметно урезаны в своих полномочиях по рассмотрению некоторых значимых категорий дел.

 

В частности, Верховная Рада внесла изменения в статью 6 Закона "О третейских судах", дополнив его пунктом «14», относительно подведомственности дел в сфере защиты прав потребителей третейским судам.

 

Напомним, что ст. 6 закона Украины «О третейских судах» содержит в себе перечень дел, которые не могут рассматриваться третейскими судами, а именно:

 

1)      дела в спорах о признании недействительными нормативно-правовых актов;

2)      дела в спорах, возникающих при заключении, изменении, расторжении и исполнении хозяйственных договоров, связанных с удовлетворением государственных нужд;

3)      дела, связанные с государственной тайной;

4)      дела в спорах, возникающих из семейных правоотношений, кроме дел в спорах, возникающих из брачных контрактов (договоров);        

5)      дела о восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом;

6)      дела, одной из сторон в которых является орган государственной власти, орган местного самоуправления, их служебное или должностное лицо, иной субъект во время осуществления ним властных управленческих функций на основании законодательства, в том числе при исполнении делегированных полномочий, государственное учреждение или организация, казенное предприятие;

7)      дела в спорах о недвижимости, в том числе о земельных участках;        

8)      дела об установлении фактов, которые имеют юридическое значение;

9)      дела в спорах, возникающих из трудовых отношений;

10)  дела, возникающие из корпоративных отношений, в спорах между хозяйственным обществом и его участником (учредителем, акционером), в том числе участником, который выбыл, а также между участниками (учредителями, акционерами) хозяйственных обществ, связанных с созданием, деятельностью, управлением и прекращением деятельности этих обществ;

11)  иные дела, которые в соответствии с законодательством подлежат рассмотрению исключительно судами общей юрисдикции или Конституционным Судом Украины;

12)  дела, когда одной из сторон является нерезидент Украины;

13)   дела, по результатам рассмотрения которых исполнение решений Третейского суда повлечет выполнение соответствующих действий органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными или служебными лицами во время осуществления ими властных управленческих функций на основе законодательства, в том числе на выполнение делегированных полномочий.       

 

 

Таким образом, дела по спорам о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза), отнесены Законом к таким, которые не могут рассматриваться третейскими судами.

Это означает, что споры, связанные с исполнением всех договоров с банками и кредитными союзами (кредитных, депозитных и др.) будут рассматриваться по общим правилам подведомственности и подсудности дел в системе общих и хозяйственных судов. 

 

Определено, что указанный закон вступает в силу через 10 дней с момента его опубликования. При этом, после вступления в силу данного Закона третейские суды прекращают рассмотрение дел по спорам о защите прав потребителей, в том числе потребителей услуг банка (кредитного союза), рассмотрение которых было начато до дня вступления в силу настоящего Закона, о чем выносится мотивированное определение.

 

Процессуально с момента вступления в силу постановления третейского суда истец имеет право на подачу соответствующего искового заявления в суд «правильной» юрисдикции, что, на наш взгляд, значительно улучшит качество рассмотрения дел с участием указанных финансовых учреждений.

 

Дополнительно, согласно изменениям, внесенным Верховной Радой Украины в ХПК Украины и ГПК Украины, обжаловать решения третейского суда имеют право не только стороны третейского процесса, но и иные заинтересованные лица, если суд решил вопрос об их правах и обязанностях.

При этом основанием для отмены такого третейского решения гражданским или хозяйственным судом, соответственно, может служить тот факт, что третейский суд решил дело без привлечения соответствующего заинтересованного лица.