Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Изменения в законодательство об исполнительном производстве

Позвольте напомнить Вам, что Верховная Рада Украины приняла Закон «О внесении изменений к Закону Украины «Об исполнительном производстве» и некоторых других законодательных актов Украины относительно усовершенствования процедуры принудительного исполнения решений судов и других органов (должностных лиц)» от 04.11.2010 года № 2677-VI (далее – «Закон»). Предлагаем Вашему вниманию основополагающие изменения в проведение процедуры принудительного исполнения решений судов и других уполномоченных органов.

 

Прежде всего, хотим отметить, что Закон официально опубликован 8 декабря 2010 года и, согласно заключительным положениям, вступил в силу через 90 дней со дня такого опубликования, то есть с 9 марта 2011 года.

 

 

Изменения, непосредственно касающиеся процесса исполнения.

 

Одно из главных изменений, которое следует отметить в первую очередь, касается  изменения сроков предъявления документов для исполнения. Теперь, согласно Закону,  такой срок для судебных решений либо других исполнительных документов составляет не 3 года, как это было в ранее, а всего лишь 1 год. Однако заключительные положения устанавливают правило, что исполнительные документы, выданные до вступления в силу Закона (до 09.03.2011 года), предъявляются к исполнению в сроки, установленные на момент их выдачи.

 

Размера исполнительного сбора за неисполнение должником решения неимущественного характера в установленный государственным исполнителем срок увеличился для физических лиц с 20 до 40 (340 грн. до 680 грн.) необлагаемых минимумов доходов граждан, для юридических лиц - с 50 до 80 (850 грн. до 1360 грн.). Что касается размера указанного исполнительного сбора за неисполнение решение имущественного характера, то он остался на прежнем уровне – 10% от суммы согласно исполнительному документу.

 

С целью дополнительно стимулировать государственных исполнителей к обеспечению своевременного выполнения исполнительного документа в полном объеме законодатель принял решение несколько увеличить их вознаграждение - с 2% от стоимости взысканного имущества, но не более 30 необлагаемых минимумов до 5% с пределом в 50 необлагаемых минимумов.

Ускорить процесс исполнения решений призвана норма, обеспечивающая право государственного исполнителя на непосредственный доступ к базам данных, реестрам, в том числе электронных, которые содержат информацию о должниках, их имуществе и средствах. Это значительно сэкономит время исполнителя, освобождая его от необходимости отправления запросов к различным предприятиям и учреждениям. Кроме того, планируется создание Единого государственного реестра исполнительных производств. 

 

Обращение к взысканию имущества.

 

Старая редакция закона об исполнительном производстве устанавливала право должника на указание тех видов имущества или предметов, на которые следует обратить взыскание в первую очередь. Государственный исполнитель в свою очередь был обязан удовлетворить такие требования, если они не нарушают интересов кредитора и не усложняют исполнение решения. Новая редакция исключает такое право должника, то есть вопрос очередности обращения к взысканию относится исключительно к полномочиям исполнителя.

 

На первый взгляд незначительное, но достаточно интересное изменение коснулось положения относительно обращения к взысканию недвижимого имущества должника. Раньше обращение взыскания осуществлялось на жилой дом или квартиру в последнюю очередь, то есть под эту норму подпадали все жилые дома и квартиры без исключения, принадлежащие на праве собственности должнику. Теперь эта норма содержит конкретизацию, согласно которой в последнюю очередь  обращение к взысканию подлежит лишь тот жилой дом или квартира, в котором должник проживает фактически. То есть на остальное недвижимое имущество должника арест налагается на общих основаниях.  

 

Как и прежде, на денежные средства и другие ценности должника, которые находятся на счетах, вкладах или на сохранении в банках или других финансовых учреждениях налагается арест, однако теперь арест также будет распространяться на средства на счетах, которые будут открыты после вынесения постановления о наложении ареста.

 

Оценка и реализация имущества.

 

Принципиальные изменения были внесены в порядок оценки и реализации имущества должника. Раньше определение стоимости имущества должника осуществлялось государственным исполнителем по рыночным ценам, если его стоимость не превышала 100 необлагаемых минимумов (1700 грн.). Новая редакция не содержит такого стоимостного ограничения, поэтому государственный исполнитель самостоятельно определяет стоимость имущества, за исключением отдельных его видов, речь о которых пойдет далее.

 

Оценка недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов осуществляется по регулируемым ценам и предусматривает обязательное привлечение субъекта оценочной деятельности (согласно ЗУ «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональную оценочную деятельность в Украине»). 

 

Движимое имущество, стоимость которого не превышает ста пятидесяти необлагаемых  минимумов (2550 грн.), товары бытового потребления, а также другое движимое имущество (если кредитор не против этого) реализуются на комиссионных условиях. Недвижимое имущество, транспортные средства, воздушные, морские и речные суда реализуются исключительно на публичных торгах (аукционах).

 

 

Несколько детализирован порядок уценки имущества при реализации его на аукционе либо на условиях комиссии. Уценка производится государственным исполнителем в десятидневный срок со дня признания аукциона не состоявшимся или завершения двухмесячного срока реализации имущества на условиях комиссии. Первая уценка составляет 30%, повторная, она же последняя, может осуществляться в месячный срок после первой, и составляет 50% начальной стоимости имущества.   

 

Процедура реализации имущества на аукционе регламентирована Законом Украины «Об ипотеке» с некоторыми изменениями согласно Закону.

 

Ответственность должника.    

             

Несколько ужесточились штрафы, которые государственный исполнитель налагает на должника за невыполнение без уважительных причин в установленный исполнителем срок исполнительного решения. Для физических лиц они возросли с 2-10 (34 грн. - 170 грн.) необлагаемых минимумов до 10-20 (170 грн. – 340 грн.), для должностных лицс 10-20 (170 грн. – 340 грн.) до 20-40 (340 грн. – 680 грн.) и для юридических лиц – с 20-30 (340 грн. – 510 грн.) до 40-60 (680 грн. – 1020 грн.). 

 

Изменения в другие нормативные акты.         

 

Достаточно долгое время остается актуальным вопрос о принудительном ограничении должникам права свободного перемещения.

 

Ранее в Украине, как такового нормативного урегулирования запрета на выезд за пределы страны, не существовало. Государственная пограничная служба при отказе должникам на выезд руководствовалась письмом Министерства юстиции от 27.05.2008 N 25-32/463 и письмом  от 06.06.2008 N 25-32/507. Согласно Закону, нормативное закрепление это правило получило как  дополнение к Гражданскому процессуальному кодексу. Статья 3771 ГПК устанавливает, что вопрос временного ограничения должника на выезд за границу решается судом по местонахождению органа государственной исполнительной службы по представлению государственного исполнителя при согласовании с начальником отдела ГИС. Суд решает вопрос ограничения немедленно без вызова или уведомления сторон, но при участии исполнителя.

 

Также Закон вносит соответствующие изменения в Уголовный кодекс. Теперь государственный исполнитель приравнен к представителю правоохранительных органов или военнослужащему в части ответственности за сопротивление при выполнении ими должностных обязанностей. Такое деяние является уголовно-наказуемым, также как и осуществление запрещенного законом влияния на деятельность исполнителя.

 

 Достаточно существенное изменение коснулось порядка открытия банками счетов своим клиентам (физическим и юридическим лицам) согласно Закону Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине». Теперь в случае открытия счета клиентом, в отношении которого существует публичное обременение движимого имущества, банк приостанавливает расходные операции с такого счета на сумму обременения и сообщает исполнителю о его открытии. Исполнитель, в свою очередь, решает вопрос о наложении ареста на средства, хранящиеся на счете и в семидневный срок информирует банк о своем решении.

 

Для того чтобы проверить существование обременения, необходим доступ к Государственному реестру обременений движимого имущества. По общему правилу такое право имеют физические и юридические лица при условии подачи соответствующего запроса в адрес Государственного предприятия «Информационный центр» Министерства юстиции на получение извлечения, либо путем подключения к единой компьютерной базе данных на основании заключенного договора с госпредприятием.

 

Однако далеко не все отделения банка располагают возможностью электронного доступа к Реестру. Как правило, такой доступ имеют лишь главные отделения банков, либо отделения в крупных городах. Что касается получения извлечения, то такая процедура требует дополнительного времени - как минимум 2 дня с момента получения и регистрации заявления, что увеличит срок открытия банковского счета, создаст дополнительную нагрузку на администратора Реестра.

 

Что касается возможного обжалования решений исполнителя, то впервые закрепляется право должника обжаловать такое решение, действия или бездействие исключительно в судебном порядке (т.е. обжаловать действия государственного исполнителя его начальнику не представляется возможным).

 

Принимая во внимание все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что Закон внес значительные изменения непосредственно в процесс самого исполнения решения. По большому счету, эти изменения направлены на стимулирование должника к скорейшему погашению задолженности. При этом полномочия государственного исполнителя при выполнении своих обязанностей расширены, а ответственность за противоправные действия в его отношении носит уголовно-правовой характер. Тем не менее, остается достаточно много вопросов относительно практического применения некоторых норм, ответы на которые следует ожидать из актов Кабинета Министров Украины.