Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Приняты изменения в Конституцию в части правосудия

02 июня 2016 г. Верховная Рада Украины приняла закон №1401-VIII «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)»1 (далее – Закон).

 

Как отмечают авторы Закона, его принятие должно способствовать реализации полномасштабной судебной реформы и обновлению судейского корпуса, а также обеспечению надлежащего функционирования прокуратуры, адвокатуры и системы исполнения судебных решений.

 

Относительно введения адвокатской монополии, предусмотренной Законом, мы рассказывали в консультации от 16 июня 2016 г. В настоящей консультации предлагаем вашему вниманию обзор остальных нововведений, предусмотренных Законом.

 

1. Внесены изменения в порядок назначения и увольнения судей.

 

Отменен институт "назначения судьи на должность впервые" (5-летний "испытательный" срок для судей). Теперь судьи будут занимать должности бессрочно. Данное новшество не касается судей Конституционного Суда Украины, которые, как и раньше, будут назначаться на 9 лет.

 

Назначение на должность судьи теперь будет осуществляться Президентом Украины на основании представления Высшего совета правосудия (ранее Президент назначал судей «впервые», после 5-летного срока бессрочно судей назначала Верховная Рада). Таким образом, роль Президента в назначении судей станет более церемониальной, а Верховная Рада больше не будет принимать участие в назначении судей (кроме судей Конституционного суда).

 

Полномочия по увольнению судей и их переводу из одного суда в другой передаются Высшему совету правосудия (ранее эти полномочия принадлежали органу, который назначил судью).

 

2. Вместо Высшего совета юстиции создается Высший совет правосудия.

 

Закон определяет основы правового статуса, порядок формирования и деятельности, а также полномочия Высшего совета правосудия, который является органом, независимым от политического влияния, отвечающим за судейскую карьеру, принимает меры по обеспечению независимости судей и т.д.

 

Так, Высший совет правосудия будет состоять из 21 члена, из которых 10 будет выбирать Съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, 2-х - назначать Президент Украины, 2-х - избирать Верховная Рада Украины, 2-х - выбирать съезд адвокатов Украины, 2-х - выбирать Всеукраинская конференция прокуроров, 2-х - выбирать съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений. Председатель Верховного Суда будет входить в состав Высшего совета правосудия по должности (ex officio).

 

Порядок избрания (назначения) на должности членов Высшего совета правосудия будет определен соответствующим законом.

 

Высший совет правосудия наделён такими полномочиями:

1) вносит представление о назначении судьи на должность;

2) принимает решение о нарушении судьей или прокурором требований относительно несовместимости;

3) рассматривает жалобы на решения соответствующего органа о привлечении к дисциплинарной ответственности судьи или прокурора;

4) принимает решение об освобождении судьи от должности;

5) дает согласие на задержание судьи или содержание под стражей;

6) принимает решение о временном отстранении судьи от правосудия;

7) принимает меры по обеспечению независимости судей;

8) принимает решение о переводе судьи из одного суда в другой;

9) осуществляет другие полномочия, определенные этой Конституцией и законами Украины.

 

В соответствии с Законом члены Высшего совета юстиции, назначенные до вступления в силу Закона, осуществляют полномочия членов Высшего совета правосудия в течение срока их полномочий, которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года;

 

Министр юстиции и Генеральный прокурор прекращают свои полномочия членов Высшего совета юстиции.

 

Съезд судей Украины избирает 3-х членов Высшего совета правосудия не позднее 3-х месяцев после вступления в силу соответствующего Закона о Высшем совете правосудия.

 

3. Повышены требования и профессиональные стандарты для судейского корпуса

 

В Законе предусмотрены изменения относительно основ конституционно-правового статуса судьи, в частности: повышен возрастной и профессиональный цензы к кандидатам на должность судьи, введен конкурсный принцип назначения судьи на должность, изменены условия неприкосновенности судей.

 

Так, в соответствии с Законом на должность судьи может быть назначен гражданин Украины не моложе 30 лет и не старше 65 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 5-ти лет, компетентный, добродетельный и владеющий государственным языком.

 

На данный момент судьей может стать гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее 3-х лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.

 

В Законе также предусмотрено, что для судей специализированных судов в соответствии с законом могут быть установлены иные требования к образованию и стажу профессиональной деятельности.

 

Закон разграничил основания для освобождения судьи от должности и основания прекращения его полномочий.

 

В частности, четко определены основания, по которым уполномоченный Конституцией Украины орган может принять решение об освобождении судьи от должности, а также основания, по которым полномочия судьи прекращаются автоматически вследствие наступления юридического факта и не требуют отдельного решения этого органа.

 

Так, основаниями для увольнения судьи являются:

1) неспособность выполнять полномочия по состоянию здоровья;

2) нарушение судьей требований относительно несовместимости;

3) совершение существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение обязанностями, несовместимо со статусом судьи или выявило его несоответствие занимаемой должности;

4) подачи заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию;

5) несогласие на перевод в другой суд в случае ликвидации или реорганизации суда, в котором судья занимает должность;

6) нарушение обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

 

В частности, перечень оснований был дополнен нормой, предусматривающей, что одним из оснований увольнения судьи является нарушение им обязанности подтвердить законность источника происхождения имущества.

 

Прекращаются полномочия судьи в соответствии с Законом в случае:

1) достижения судьей 65 лет;

2) прекращения гражданства Украины или приобретения судьей гражданства другого государства;

3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи безвестно отсутствующим или объявления умершим, признания недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) смерти судьи;

5) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи за совершение им преступления.

 

Кроме того, конституционные поправки ограничивают иммунитет судей до функционального. Это значит, что судьям гарантируется неприкосновенность за решения в зале суда, но во всех других случаях их приравнивают к обычным гражданам.

 

Согласно Закону полномочия относительно дачи согласия на задержание судьи или содержание под стражей или арестом переходят к Высшему совету правосудия. В то же время в Законе предусмотрено, что судья может быть задержан или содержаться под стражей или арестом до вынесения обвинительного приговора судом без согласия Высшего совета правосудия, если он задержан во время или сразу же после совершения тяжкого или особо тяжкого преступления.

                                                

Также поправки в Конституцию предусматривают квалификационное оценивание судей по трем критериям: профессионализм, добропорядочность и соответствие правилам этики.

4. В Законе предусмотрено, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда.

 

5. Оптимизирована система судоустройства.

 

Так, Закон предусматривает, что суд образуется, реорганизуется и ликвидируется соответствующим законом. Проект такого закона вносит в Верховную Раду Украины Президент Украины после консультаций с Высшим советом правосудия.

Закон определяет, что высшим судом в системе судоустройства является Верховный Суд (из названия суда было убрано слово «Украины»).

 

6. Изменен юридический статус прокуратуры.

 

В частности, из перечня функций прокуратуры изъят ряд не свойственных (по европейским стандартам) ей функций, таких как:

- надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- надзор за соблюдением законов по этим вопросам органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (так называемый «общий надзор»);

- надзор за соблюдением законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.

 

Таким образом, в соответствии с Законом в Конституции будут закреплены следующие функции прокуратуры:

1) поддержание публичного обвинения в суде;

2) организацию и процессуальное руководство досудебным расследованием, решение в соответствии с законом другие вопросы в ходе уголовного производства, контроль за негласными и другими следственными и розыскными действиями органов правопорядка;

3) представительство интересов государства в суде в исключительных случаях и в порядке, определенных законом.

 

7. Закреплено обеспечение исполнения судебного решения.

 

Так, согласно Закону судебное решение является обязательным к исполнению, а государство обеспечивает выполнение судебного решения в определенном законом порядке.

 

Контроль за исполнением судебного решения возложен на суд, который его принял.

 

8. Внесены изменения в полномочия и статус Конституционного Суда Украины, а также введен институт конституционной жалобы.

 

Так, Закон выделяет Конституционный Суд Украины как самостоятельный и отличный от судов институт.

 

Отбор кандидатов на должность судьи Конституционного суда Украины будет проходить на конкурсной основе в порядке определенном законом.

 

В Законе определяется, что Конституционный Суд Украины решает вопрос о соответствии законов Украины Конституции Украины и в предусмотренных ею случаях других актов, а также осуществляет официальное толкование Конституции Украины и другие полномочия в соответствии с Конституцией Украины. Перечень актов, по которым Конституционный Суд Украины решает вопрос об их конституционности, приведенный в пункте 1 части первой статьи 150 Конституции Украины, а именно:

- законов и других правовых актов Верховной Рады Украины;

- актов Президента Украины;

- актов Кабинета Министров Украины;

- правовых актов Верховной Рады Автономной Республики Крым;

 

Кроме того, из перечня полномочий Конституционного Суда изъяты полномочия по толкованию законов.

 

При этом Закон вводит институт индивидуальной конституционной жалобы, что означает расширение полномочий Конституционного Суда Украины. Предполагается, что право на обращение с конституционной жалобой в Конституционный Суд Украины относительно соответствия Конституции Украины (конституционности) закона Украины получает лицо, которое считает, что примененный в конечном судебном решении в ее деле закон Украины противоречит Конституции Украины. Порядок подачи конституционной жалобы будет определяться законом.

 

В Законе закреплено, что решение и выводы, принятые Конституционным Судом Украины, являются обязательными, окончательными и не могут быть обжалованы.

Согласно Закону государство обеспечивает личную безопасность судьи Конституционного Суда Украины и членов его семьи.

 

В ст. 1491 Конституции будут определены основания для прекращения полномочий судьи Конституционного суда Украины, а также основания для его освобождения с должности.

 

9. Для имплементации изменений предусмотрен переходной период.

 

Так, изменения вступают в силу через 3 месяца со дня, следующего за днем опубликования, кроме части шестой статьи 124 Конституции (относительно признания юрисдикции Международного криминального суда), которая вступает в силу через 3 года после опубликования.

 

При этом со дня вступления в силу Закона:

 

1) до образования Высшего совета правосудия его полномочия осуществляет Высший совет юстиции. Высший совет правосудия образуется путем реорганизации Высшего совета юстиции. До избрания (назначения) членов Высшего совета правосудия этот орган действует в составе членов Высшего совета юстиции в течение срока их полномочий, но которые не могут длиться дольше, чем до 30 апреля 2019 года. Избрание (назначение) членов Высшего совета правосудия осуществляется не позднее 30 апреля 2019;

2) полномочия судей, назначенных на должность сроком на 5 лет, прекращаются с окончанием срока, на который они были назначены. Такие судьи могут быть назначены на должность судьи в порядке, определенном законом;

 

3) судьи, избранные судьями бессрочно, продолжают осуществлять свои полномочия до увольнения или к прекращению их полномочий по основаниям, определенным Конституцией Украины;

 

4) соответствие занимаемой должности судьи, назначенного на должность сроком на 5 лет или избранного судьей бессрочно до вступления в силу Закона, должно быть оценено в порядке, определенном законом. Выявление по результатам такой оценки несоответствия судьи является основанием для освобождения судьи от должности.

 

5) в случаях реорганизации или ликвидации отдельных судов, образованных до вступления в силу Закона, судьи таких судов имеют право подать заявление об отставке или заявление об участии в конкурсе на другую должность судьи в порядке, определенном законом.

 

6) до внедрения нового административно-территориального устройства Украины в соответствии с изменениями в Конституцию Украины относительно децентрализации власти, но не более чем до 31 декабря 2017 года, создание, реорганизацию и ликвидацию судов осуществляет Президент Украины на основании и в порядке, определенных законом;

 

7) в течение 2-х лет перевод судьи из одного суда в другой осуществляет Президент Украины на основании соответствующего представления Высшего совета правосудия;

 

8) судьи Конституционного Суда Украины, назначенные до вступления в силу Закона, продолжают осуществлять свои полномочия до прекращения полномочий или увольнения в порядке, предусмотренном статьей 1491 Конституции Украины, без права назначения повторно. Полномочия судьи Конституционного Суда Украины, который на день вступления в силу Закона достиг шестидесяти пяти лет, но решение об освобождении такого судьи с должности не принято, прекращаются;

 

9) Генеральный прокурор Украины, назначенный на должность до вступления в силу Закона, осуществляет полномочия Генерального прокурора до увольнения в установленном порядке, но не более срока, на который он был назначен и не может занимать должность два срока подряд.

 

Отметим, что Закон вступит в силу 30.09.2016 г.

 


1  http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/1401-viii