Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Определение таможенной стоимости товаров

Гостаможслужба изменила методические рекомендации по определению таможенной стоимости товаров, импортируемых на территорию Украины, а также издала приказ относительно осуществления контроля за определением таможенной стоимости.

 

Приказом Государственной таможенной службы Украины № 1191 от 8.10.2010 года внесены изменения в Методические рекомендации по применению отдельных положений Таможенного кодекса Украины, которые относятся к вопросам определения таможенной стоимости товаров, импортируемых на таможенную территорию Украины (далее – «Приказ»). В приказе речь идет об определении стоимости товаров, которые реализуются в порядке биржевой торговли.

При осуществлении контроля таможенной стоимости товаров, которые являются объектами биржевой торговли, цену договора, без учета затрат на доставку, комиссионных затрат, премии или скидки за фактическое качество товаров необходимо сравнивать со средним значением биржевых котировок за десятидневный период до даты составления счета-фактуры (инвойса). В случае же отсутствия таких данных, для контроля стоимости используется информация о средних значениях биржевых котировок за календарный месяц, в котором осуществлялась отгрузка.

 

Также, в текущем месяце Гостаможслужбой принят еще один приказ, регулирующий вопрос контроля за определением таможенной стоимости товаров. Приказом № 1242 от 19.10.2010 года определены указания работникам таможни относительно обеспечения контроля за правильностью определения таможенной стоимости товаров.

Приказом ГТС Украины устанавливается, что региональная таможня при заполнении решения об определении таможенной стоимости товаров, обязана четко указать причины, по которым таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена по цене договора (стоимости операции), а именно:

  • наличие ограничений относительно прав покупателя на использование товаров;

  • наличие условий относительно продажи товаров;

  • наличие условий, по которым часть дохода от дальнейшей перепродажи, распоряжения или использования товаров прямо или опосредованно переходит продавцу;

  • связанность покупателя и продавца, которая повлияла на определение цены;

  • отсутствие операции продажи на экспорт в Украину;

  • наличие заключения о превышении затрат на производство товара над его таможенной стоимостью;

  • неподача декларантом дополнительных документов;

  • наличие сомнений относительно достоверности сведений, необходимых для подтверждения таможенной стоимости.

 

Приказ № 1242 определяет, что в решении о таможенной стоимости должна быть указана последовательность применения методов определения таможенной стоимости товаров и причин, по которым не был применен каждый из методов, который предшествует выбранному в итоге методу.

Решение об определении таможенной стоимости, согласно приказу № 1242, также обязательно должно содержать данные о проведении процедуры консультаций между таможенным органом и декларантом с целью обоснованного выбора оснований для определения таможенной стоимости, а также причины, по которым не могут быть применены отдельные методы определения таможенной стоимости.

При этом на департамент таможенной стоимости и классификации товаров ГТС Украины поручено обеспечить мониторинг решений об определении таможенной стоимости на предмет соблюдения указанных выше требований.

 

Напомним, ст.ст. 260 и 266 Таможенного кодекса Украины определяют, что таможенная стоимость товаров, которые перемещаются через таможенную границу Украины, может быть определена на основании следующих методов определения таможенной стоимости:

  1. По цене договора импортируемых товаров (стоимость операции);

  2. По цене договора относительно идентичных товаров;

  3. По цене договора относительно подобных (аналогичных) товаров;

  4. На основе метода вычитания стоимости;

  5. На основе метода прибавления стоимости;

  6. Резервным методом.

При этом ст. 266 ТК Украины устанавливает, что каждый следующий метод применяется, если таможенная стоимость товаров не может быть определена путем применения предыдущего метода, а в случае невозможности применения каждого из указанных методов последовательно, таможенная стоимость определяется по резервному методу.

 

Указанный вопрос относительно определения таможенной стоимости товаров в настоящее время имеет высокую актуальность в связи с действиями таможни, направленными на самостоятельное определение таможенной стоимости импортируемых товаров.

В связи со вступлением Украины во Всемирную торговую организацию ставки таможенных пошлин были существенно снижены, и государство ввиду экономических проблем вынуждено было искать альтернативные источники наполнения бюджета. Для этого таможня применяет меры к оспариванию применяемых декларантами методов определения таможенной стоимости товаров, используя резервный метод и доводя свои показатели к бюджетным требованиям.

В частности только в практике юридической фирмы АНК имеется уже несколько дел, связанных с обжалованием решений таможни о применении резервного метода определения таможенной стоимости в обход всех предыдущих методов.