Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Механизм торговли зерном

В порядке информации сообщаем, что Верховная Рада приняла Закон Украины 6.07.2010 г. № 2439-VI “О присоединении к Конвенции о торговле зерном”.

 

Конвенция направлена на расширение международной торговли зерном и усиление отчетности и прозрачности в отношении торговых операций. Страны-участницы Конвенции обязаны предоставлять информацию о погрузках, импорте, ценах, ресурсах, спросе, конъюнктуре рынка, изменениях в национальной политике, их влиянии на мировой рынок и т.д.

Данным законом предусмотрено выполнение внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Конвенции о торговле зерном 1995 года. В той редакции, в какой Закон “О присоединении к Конвенции о торговле зерном” находится на данном этапе, он не внес абсолютно никаких коррективов в механизмы осуществления торговых операций с зерном.

Тем не менее, исходя из процедуры голосования в Совете, Украина, как страна, присоединившаяся к Конвенции после 1994 года, получит то количество голосов, которое будет соответствовать процентному показателю торговли зерном в соотношении с общим торговым оборотом всех членов Конвенции за отчетный период, или же ту его часть, за которую были получены полные статистические данные. Поэтому, дабы иметь значительный вес при принятии решений, Кабинет Министров, скорее всего, приложит максимальные усилия для выявления всех операций по торговле зерном.

Для тех поставщиков зерна, которые осуществляют транспортировку своей продукции с использованием территории стран-посредников, будет иметь вес положение 7 Конвенции, которое гласит, что в случае, если какое-либо зерно поступает в страну назначения после перепродажи, перевозки или перегрузки в портах страны, не являющейся страной его происхождения, члены Конвенции настолько максимально, насколько это возможно, предоставляют ту информацию, которая позволит регистрировать отгрузки: как между страной происхождения, так и страной конечного назначения. В случае перепродажи положения этого пункта применяются, если зерно происходит из страны происхождения в том же сельскохозяйственном году. Причем если по тем или иным причинам официальные данные по вышеперечисленным вопросам не дойдут до Международного Совета по Зерну, Секретариат Совета уполномочен добыть по своему усмотрению необходимые сведения всеми доступными ему средствами.

Государства вправе самостоятельно избирать те средства, которые посчитают необходимыми для успешного исполнения обязательств в соответствии с Конвенцией. На данный момент национальное законодательство Украины не предусматривает никакого четкого механизма отчетности участников рынка зерна, поэтому в будущем можно смело ожидать ряд нормативно-правовых актов, направленных на осуществление Украиной взятых на себя обязательств.

К тому же, на сохранность предоставленной информации надеяться слишком не стоит, т.к. не смотря на некоторую процедуру защиты, предусмотренную Правилами Имплементации Конвенции, Совет или Исполнительный Комитет Международного Совета по зерну всегда могут принять решение о том, что информация, которая содержится в любом из отчетных документов, может быть так или иначе обнародована. Аналогичное решение может принять и Комитет по исследованию Условий Рынка относительно документов, находящихся в его ведении.

Закон Украины “О присоединении к Конвенции о торговле зерном» вступил в законную силу 9 августа 2010 года.