Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Оформление судозаходов в морские порты Украины

Информируем Вас, что 2 декабря 2010 г. был опубликован проект Приказа Министерства транспорта и связи Украины «Об утверждении Порядка оформления захода судов в морской торговый порт, получения  разрешения на выход в море и оформления выхода судов из морского торгового порта» (далее – «Порядок»). С полным текстом Приказа можно ознакомиться на официальном сайте Министерства транспорта и связи Украины [1]. Предлагаем Вашему вниманию наши выводы и комментарии относительно Приказа.

 

Прежде всего, хотим отметить, что до этого времени не существовало единого унифицированного акта, который бы регламентировал процедуру оформления захода судна в морской торговый порт, а также выхода из него. Таким образом, это первая попытка украинского транспортного ведомства урегулировать данную процедуру с помощью единого регуляторного акта.

            Порядок разработан в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Украины, Положением о капитане морского торгового порта Украины, утверждённого приказом Министерства транспорта и связи Украины от  18.10.2000 г. № 573, Положением об Инспекции государственного портового надзора морского торгового порта Украины, утверждённого приказом Министерства транспорта и связи Украины от 18.10.2000 г. № 574.

            Данный акт разработан с целью обеспечения безопасности судоходства, предотвращению загрязнения окружающей среды судами всех типов и назначений, которые заходят в морские торговые порты Украины или выходят из них.

            Приказ регулирует порядок предоставления капитаном морского торгового порта Украины разрешения на выход судов из порта, также оформления их захода в порт и выхода из него. В первую очередь, капитан судна, движущегося в порт, обязан сообщить об этом капитану морского торгового порта с указанием необходимой информации, перечень которой установлен в Порядке (название судна и его характеристика, количество пассажиров, экипажа, количество (объём) и характер груза, наличие возможных поломок и повреждений  и др.). Для этого в акте установлены конкретные временные рамки – не позже 48 часов до захода в порт (для танкеров –72 часа) с повторным сообщением за 24 часа и уточнением за 12 часов. В ответ на сообщения портовые власти обязаны проинформировать судно о месте его якорной стоянки или швартовки, а также о способе осуществления погрузочно-разгрузочных работ.

До начала погрузочно-разгрузочных работ каждое судно подлежит обязательной проверке Инспекцией государственного портового надзора (ИГПН) на предмет наличия нарушений, связанных с процессом эксплуатации судна, транспортировки грузов или пассажиров.

После этого, не позднее 6 часов после прибытия, ИГПН оформляет приход судна в порт на основании Общей декларации (General Declaration) с отметкой "Приход/Arrival", судовой роли (Crew List), списка пассажиров (Passenger List), копий Международного обмерного свидетельства и Международного свидетельства о грузовой марке. Также в Порядке содержится перечень документов, которые капитан судна обязан подать ИГПН незамедлительно после прибытия в порт. Перечень может изменяться в зависимости от района плавания судна и действующего законодательства государства флага судна. Заверенные подписью капитана, копии этих документов хранятся в  ИГПН на протяжении 3 лет.

Регистрация прихода судна осуществляется в Журнале регистрации прихода судов, который, в соответствии с порядком, должен быть прошит, пронумерован и удостоверен гербовой печатью капитана порта. После внесения последней записи, журнал хранится в ИГПН  на протяжении 5 лет.

Для обеспечения безопасности судоходства начальник морского торгового порта может отказать в предоставлении разрешения на выход судна, основанием для которого могут служить всякого рода нарушения в процессе эксплуатации судна, например, такие как отсутствие или истечение срока действия судовых документов, некомплектность экипажа, наличие крена свыше установленной нормы, ненадёжность закрепления палубного груза, отсутствие полного комплекта аварийного имущества и т.д. Выход судна из порта осуществляется исключительно по разрешению начальника порта.

            Что касается оформления выхода судна из порта, то эта процедура также прописана в Порядке достаточно детально. Для этого капитану судна необходимо информировать ИГПН о своём намерении не позже 6 часов до запланированного времени выхода (в случае кратковременной стоянки – за 2 часа). При оформлении должен присутствовать представитель ИГПН, которому капитан судна обязан предоставить соответствующие документы экипажа, документы на судно, груз и другие документы, копии которых, заверенные подписью капитана, сохраняются в ИГПН на протяжении 3 лет. Регистрация выхода судна с порта осуществляется в Журнале регистрации выхода суден, форма и порядок ведения которого такие же, как и Журнала регистрации входа судов.

В случае, если после оформления выхода произошли изменения состава экипажа или технического состояния судна, капитан судна должен сообщить об этих изменениях ИГПН и оформить выход ещё раз.

Порядок содержит бланки документов, необходимых для осуществления процедуры оформления захода судов в морской торговый порт, получения  разрешения на выход в море и оформления выхода судов из морского торгового порта.

            Процедура, прописанная в приказе,  совершенствует систему обеспечения безопасности судоходства, перевозки пассажиров, грузов, а также соблюдения судами действующего законодательства, других нормативно-правовых актов относительно обеспечения безопасности судоходства и охраны окружающей природной среды.

            В проекте не указывается точная дата вступления его в силу, а содержится лишь общее правило, согласно которому нормативно-правовой акт вступает в силу со дня его официального опубликования.



[1] http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_51/20088.html