Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Сотрудничество в сфере морского торгового мореплавания с Хорватией

Напоминаем Вам, что 15 февраля 2011 года Парламент Украины ратифицировал «Соглашение между Кабинетом Министров Украины и Правительством Республики Хорватия о морском торговом судоходстве» (далее – «Соглашение»). Соответствующий Закон от 15.02.2011 года № 3022-VI вступил в силу в четверг 24 марта 2011 года. С полным текстом соглашения Вы можете ознакомиться на официальном сайте Парламента[1]. Предлагаем Вашему вниманию основные положения Соглашения.

 

В первую очередь следует отметить Соглашение направлено на усовершенствование отношений в сфере урегулирования и развития взаимоотношений в сфере морского торгового судоходства, обеспечение тесного сотрудничества в этой сфере, а также избежание действий, которые препятствуют нормальному сотрудничеству морского транспорта Сторон.

 

 

Основные положения Соглашения

 

Действие Соглашения распространяется на суда, которые зарегистрированы на территории договаривающейся Стороны и ходят под ее флагом согласно национальному законодательству. В то же время это Соглашение не распространяется на военные корабли, гражданские суда некоммерческого назначения, а также рыболовецкие суда.  

 

Соглашение устанавливает режим максимального содействия судам под флагом договаривающихся Сторон в пределах территориального моря и внутренних морских вод Украины и Хорватии. Режим максимального содействия состоит в том, что каждая Сторона обеспечивает судам другой Стороны такое же отношение, как и к своим судам в части их свободного доступа в порты для осуществления погрузочно-разгрузочных работ, посадки и высадки пассажиров, осуществления коммерческих операций и пользования всеми услугами, которые предоставляются в портах.

 

Среди основных преимуществ, предусмотренных Соглашением для судов договаривающихся Сторон, особого внимания заслуживают следующие:

    

1.       Стороны обязуются предпринимать все возможные меры для сокращения пребывания судов другой Стороны в своих портах и упрощения административных, таможенных и других формальностей, установленных для прохождения в этих портах.

 

2.       Документы, которые подтверждают национальность судов, обмерные свидетельства и другие документы судна, которые были выданы либо признаны одной Стороной, признаются  другой.

 

3.       Суда с действующими обмерными свидетельствами освобождаются от повторного измерения тоннажа в портах, расположенных на территории другой договаривающейся Стороны.

 

4.       В Соглашении предусмотрено предоставление помощи судам, которые потерпели крушение, сели на мель, выброшены на берег в территориальном море либо во внутренних водах одной из договаривающихся Сторон. В таком случае судам предоставляется всяческая помощь и защита, какая предоставлялась бы судам под флагом этого государства. Экипаж и пассажиры в любое время получат помощь и содействие в таком же объему, что и судна этого государства.

 

В случае если судно получило повреждение, в связи с чем имущество и груз были размещены в порту, такой груз не подлежит таможенной очистке, при условии, если он не направлялся в страну для свободной коммерческой реализации.

 

5.       Стороны обязуются всячески содействовать участию судов в морских торговых перевозках грузов, а также не препятствовать торговому судоходству между их портами и между портами других государств.

 

6.       Особое внимание было уделено регулированию положения моряков.

 

Стороны обязуются признавать удостоверения личности моряка, выданные уполномоченным органом другой Стороны, а также гарантируют морякам права, предусмотренные Конвенцией об облегчении международного судоходства 1965 года и Конвенции Международной организации труда № 108 о национальных удостоверениях моряков 1958 года. Для украинских моряков такими документами являются Паспорт моряка, для хорватскихтакой же документ, либо паспорт гражданина Хорватии.  

                          

При этом Стороны оставляют за собой право отказать во въезде на территорию своего государства лицу при наличии указанных документов, но пребвание которого расценивается как нежелательное.

 

Также для моряков, обладателей вышеперечисленных документов, удостоверяющих их личность, Соглашением устанавливаются определенные преференции во время их пребывания на территории государства другой Стороны. В частности моряки имеют право:

 

  • без визы выходить на берег и пребывать в пределах города, в котором размещен порт захода, но с обязательным прохождением действующего контроля, необходимого для пересечения государственной границы;
  • независимо от вида транспортного средства въезжать на территорию государства другой договаривающейся Стороны для посадки на судно, для перехода на другое судно или для возвращения в свою страну. Для этой цели виза морякам должна выдаваться в кратчайшие сроки;
  • на получение разрешения на пребывание на территории другого договаривающегося государства в случае госпитализации при ухудшении состояния здоровья, а также возвращение в свою страну проживания в ввиду этих обстоятельств;
  • на следование любым транспортом к другому порту для посадки на судно;

 

Также напоминаем Вам, что ранее с целью развития торгового мореплавания Украина заключила двусторонние аналогичные соглашения с Правительствами Болгарии, Греции, Грузии, Египта, Ирана, Иордании, КНР, Ливии, Литвы, Марокко, Панамы, Словении, Сирии, Турции и Франции.