Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Изменения порядка подачи периодической таможенной декларации

Напоминаем Вам, что 21 марта 2011 года Кабинет Министров Украины принял Постановление № 281 «О внесение изменений к Порядку и условиям подачи периодической таможенной декларации» (далее – «Порядок»), которое вносит достаточно существенные изменения в действующую процедуру. С полным текстом Порядка Вы можете ознакомиться на официальном сайте Верховной Рады Украины[1]. Предлагаем Вашему вниманию анализ положений новой редакции Порядка.

 

Выдача разрешения на получение периодической таможенной декларации (ПТД)

 

Прежде всего, Порядок содержит нормативное определение ПТД - письменное заявление, которое подается таможенному органу по форме, установленной для грузовой таможенной декларации, и содержит сведения о товарах, которые будут перемещаться через таможенную границу Украины на протяжении согласованного с таможенным органом периода; о таможенном режиме, в который помещаются товары; а также другую информацию, необходимую для осуществления таможенных процедур.  

 

Как и прежде, действие Порядка не распространяется на:

 

-   товары гуманитарной помощи;

-   наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры;

-   технические средства и устройства для снятия информации с каналов связи и другие технические средства негласного получения информации;

-   животных;

-   товары, которые перемещаются трубопроводным транспортом и линиями электропередач.

 

В отличии от действующей редакции, новый Порядок предусматривает требование о подаче ПТД предприятием-резидентом для перемещения товаров через таможенную границу Украины не только в таможенном режиме экспорта и импорта, но и в режиме транзита (для вывоза ж/д транспортом, ввоза морским или речным транспортом).

 

Изменения коснулись перечня документов, прилагаемых к заявлению для получения разрешения на подачу ПТД. Действующая редакция устанавливает требование о подаче подтверждения права на льготы по налогообложению (при наличии), а также данные о соблюдении законодательства о нетарифном регулировании, Теперь же к заявлению прилагаются только:

 

-   заверенная предприятием копия внешнеэкономического договора (контракта) либо другого документа, который используется в международной практике вместо него;

-   письмо предприятия с информацией о месте нахождения производства, а также сведения, подтверждающие использование товаров в производстве в случае ввоза на таможенную территорию Украины товаров для их использования в непрерывном производстве (металлургическом, химическом и др.).

 

Указанное заявление подается в подразделение таможенного оформления того таможенного органа, которым осуществляется оформление ПТД. Следовательно, отсутствие приложений к заявлению, а также несоответствие товара вышеперечисленным требованиям являются основаниями для отказа в выдаче разрешения на оформление ПТД.

 

Существенно сократился срок рассмотрения заявления - с трех рабочих дней до трех часов с момента подачи такого заявления в таможенный орган. Как и прежде, решение о предоставлении разрешения на подачу ПТД принимает руководитель или другое должностное лицо подразделения таможенного оформления. При этом срок действия ПТД составляет не более 6 месяцев, что действующей редакцией не урегулировано вовсе.

 

Таможенное оформление товаров по ПТД

 

Новеллой новой редакции Порядка является установление исчерпывающего перечня документов, необходимых для подачи таможенному органу при осуществлении таможенного контроля и оформления товара по ПТД:

 

-   документ, подтверждающий полномочия лица на декларирование товара;

-   заполненная ПТД и ее электронная копия;

-   разрешение на подачу ПТД;

-   заверенная предприятием копия внешнеэкономического договора;

-   заверенная предприятием копия посреднического договора (при наличии);

-   письмо о согласовании (в случае размещения предприятия вне зоны деятельности таможенного органа);

-   заверенная предприятием копия документа, подтверждающего стоимость товара;

-   документ, подтверждающий соблюдение требований законодательства относительно мер нетарифного регулирования;

-   заверенные предприятием копии платежных поручений, подтверждающих внесение на депозитный счет таможенного органа средств на сумму налогов и сборов (обязательных платежей), которые подлежат оплате в случае перемещения товаров в соответствующий режим при использовании ПТД.

 

 Также установлен перечень оснований для отказа в оформлении ПТД таможенным органом. Кроме таких общих условий, как несоответствие ПТД таможенному законодательству или требованиям таможни, определены другие, более конкретизированные основания для отказа, например:

 

-   истечение срока действия ПТД;

-   несоответствие данных электронной версии ПТД ее оригиналу;

-   заполнение ПТД с недопустимыми исправлениями и др.

 

Отказ в оформлении ПТД оформляется карточкой отказа, которая заполняется должностным лицом таможенного органа.

 

Нововведением в Порядке также является обязанность предприятия, получившего разрешение на подачу ПТД, ежемесячно до 15 числа предоставлять таможенному органу следующие документы:

 

-   грузовую таможенную декларацию со сведениями о товаре, который был перемещен через таможенную границу Украины в предыдущем месяце;

-   документы, необходимые для таможенного контроля и оформления товаров согласно законодательству, кроме документов, поданных для декларирования ПТД;

-   подтверждение оплаты таможенных платежей.

 

Таким образом, новая редакция Порядка значительно конкретизирует процедуру получения и подачи периодической таможенной декларации. Порядок вступает в силу со дня его опубликования в одном из официальных печатных источников - газетах «Урядовий кур’єр» и «Офіційний вісник України».