Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Новый Воздушный кодекс Украины

19 мая 2011 года Верховная Рада Украины приняла Воздушный кодекс Украины (далее – «Кодекс»), который вступил в силу с 17 сентября 2011 года1. Необходимость принятия Кодекса определена тем, что принятый в далеком 1993 году аналог, не в полной мере соответствует действующим требованиям и стандартам, установленным Международной организацией гражданской авиации (IСAO), Европейской конференцией гражданской авиации (ЕСАС), Европейской организацией по безопасности аэронавигации (EUROCONTROL), членом которых является Украина. Поэтому разработанный Министерством инфраструктуры Украины Кодекс, является существенным шагом на пути усовершенствования регулирования системой украинской авиации, а также гармонизации украинского «воздушного» законодательства (норм, требований, стандартов) с европейским. Ниже предлагаем Вашему вниманию установленные Кодексом наиболее значимые нововведения в сфере законодательного урегулирования авиации и использования воздушного пространства Украины.

Государственное регулирование в сфере авиации

Государственное регулирование в сфере авиации состоит в формировании государственной политики и стратегии развития, определении заданий, функций, условий деятельности в сфере авиации и использовании воздушного пространства Украины, применении мер безопасности, принятии общеобязательных правил и т.д. Обязанность по обеспечению государственной политики возлагается на Президента и Правительство Украины.

Впервые законодательно закреплено разграничение авиации на гражданскую и государственную:

  1. Гражданская авиация призвана удовлетворить потребности государства и граждан в воздушных перевозках, а также в авиационных работах и выполнении частных полетов. В свою очередь гражданская авиация делится на коммерческую и авиацию общего назначения. Уполномоченным центральным органом в сфере гражданской авиации является Государственная авиационная администрация (далее – «Госавиаадминистрация»), которая создается, и статус которой определяется Президентом.

  2. Государственная авиация использует воздушные суда с целью обеспечения национальной безопасности, обороны государства и защиты населения, обязанность по которому законом возлагается на специализированные органы (таможенные органы, органы внутренних дел, Вооруженные Силы Украины и др.). Уполномоченным центральным органом в сфере государственной авиации является Министерство обороны Украины, на которое возлагается обязанность по урегулированию использования воздушного пространства страны.

Кодексом определяются функции и полномочия Госавиаадминистрации и ее руководителя при реализации государственной политики в сфере гражданской авиации, а также полномочия Министерства обороны в этой сфере.

Доступ к рынку воздушных перевозок и другие требования к перевозчикам относительно организации воздушных перевозок

Авиационная компания, осуществляющая перевозку пассажиров и/или груза должна иметь соответствующую лицензию, без получения которой осуществление перевозок категорически запрещается. Перевозчик, претендующий на получение лицензии, должен иметь в своей собственности хотя бы одно воздушное судно либо получить его в лизинг (кроме лизинга с экипажем). К тому же, перевозчик (нерезидент) может получить лицензию при условии, что резидент Украины либо государство владеет более 50% уставного капитала (пакета акций) этого предприятия (перевозчика), если иное не предусмотрено международными договорами.

Суда, которыми владеют украинские перевозчики или используются ими (в случае получения судна в лизинг), в обязательном порядке должны быть зарегистрированы в Государственном реестре воздушных судов Украины либо в подобном реестре другой страны, если Украиной заключено соответствующее соглашение с такой страной. При этом, в случае использования судна другого авиаперевозчика либо передачи судна в лизинг, перевозчик должен получить на это предварительное согласование Госавиаадминистрации.

Кодекс регламентирует условия регистрации воздушных судов в Государственном реестре, исключения из реестра, порядок определения лётной пригодности и т.д. В частности, воздушное судно может быть исключено из реестра и, соответственно, не может использоваться в авиации, в случае не продления действия сертификата лётной пригодности или разрешения на выполнение полётов на протяжении 24 месяцев.

Установлены возрастные ограничения для пилотов коммерческой авиации для выполнения функций командира судна: до 60 лет - если пилот один, до 65 летесли пилотов двое и второй из них младше 60 лет.

Кроме лицензии, субъекты авиационной деятельности, в том числе авиаперевозчики, должны пройти обязательную процедуру сертификации на соответствие требованиям авиационных правил Украины, в ходе которой проверяется долгосрочная способность авиаперевозчика обеспечивать выполнение разрешенного вида деятельности.

Статус аэродромов и аэропортов

Кодекс детально регламентирует правовой статус аэродромов и аэропортов, земель на которых они расположены, а также их имущества. Аэродромы включают в себя такие элементы:

  • Поверхности для посадки, взлета, движения, стоянки воздушных судов, движения наземного транспорта на территории аэропорта;

  • Грунтовые элементы аэродрома;

  • Объекты обслуживания воздушного движения;

  • Средства связи, навигации и наблюдения;

  • Визуальные средства обеспечения полетов;

  • Объекты средств аварийно-спасательного и противопожарного обеспечения, электрообеспечения, обеспечения авиационной безопасности;

  • Инженерные коммуникации.

Гражданские аэродромы подлежат сертификации и обязательной регистрации в соответствующем реестре, который ведет Госавиаадминистрация.

Особое внимание уделяется вопросу строительства и целевой эксплуатации приаэродромной территории, на которую распространяется особенный порядок осуществления деятельности, которая может повлиять на безопасность авиации и создать преграды для работы наземных средств связи, навигации и наблюдения (строительство и подрывные работы; деятельность, которая содействует скоплению птиц; строительство высоковольтных воздушных линий, выращивание деревьев или зеленых насаждений и т.д.). Установлен запрет на открытое складирование пищевых отходов в радиусе 15 км от аэродромов. Также предусмотрены полномочия эксплуатанта аэродрома по обеспечению соблюдения требований правил безопасности на приаэродромной территории.

Согласно Кодексу, аэропорты призваны обеспечивать принятие и отправку воздушных судов, организацию их наземного обслуживания, пассажиров, экипажа, груза и почты. Предусмотрена возможность назначения Госавиаадминистрацией аэропорта-координатора, в случае если спрос авиакомпаний на услуги аэропорта превышает его пропускную способность. При этом координатор ведет слот-регулирование (процедура распределения и регулирования часовых интервалов прилета, вылета, обслуживания рейсов авиаперевозчиков) в аэропорту.

Если аэропорт или гражданский аэродром, который находится в частной собственности, не используется по целевому назначению либо аэродром не сертифицируется в течение трех лет, государство имеет право платно передать его в государственную собственность, компенсировав при этом убытки бывшему владельцу, понесенные им вследствие такой передачи. При этом бывший владелец обязан также компенсировать государству убытки за ненадлежащее использование объекта, вследствие чего инфраструктуре аэропорта был нанесен вред.

Кодекс устанавливает особенности распоряжения имуществом аэропортов (аэродромов), которые состоят в том, что аэродромы и аэродромные объекты (взлетно-посадочные полосы, перроны и т.д.), которые обеспечивают безопасность полетов и находятся в государственной и коммунальной собственности, не подлежат отчуждению, продаже, приватизации, обмену, передаче в залог. При этом целостные имущественные комплексы, а также отдельные объекты инфраструктуры аэродромов могут передаваться в аренду и концессию.

Введен запрет на отведение земельных участков, где запланировано строительство или расширение аэропорта на один год с момента выбора площадки для строительства и действует такой запрет непосредственно до выбора такой площадки.

Эксплуатанты аэропорта (аэродрома) (юридическое лицо) обязаны создать субъектам авиационной деятельности равные условия для использования объекта.

Взаимоотношения авиаперевозчиков и пассажиров

Кодекс на качественно новом уровне регулирует взаимоотношения между перевозчиком и пассажирами, предоставляя приоритет защите прав последних и улучшению качества их обслуживания. Впервые прямо установлена ответственность авиакомпании за утрату или повреждение, которые произошли при перевозке пассажиров, груза и почты. Предусматривается обязанность перевозчика выплатить компенсацию в случае отказа от принятия на борт, отмены полета, длительной задержки вылета или понижения класса обслуживания (указаны конкретные суммы компенсации).

В Кодексе уделено внимание обслуживанию лиц с ограниченными физическими возможностями, для которых предусмотрена бесплатная специальная помощь, призванная обеспечить равные возможности при получении услуг авиаперевозчиков наравне с другими пассажирами.

Ответственность авиаперевозчика

Кодекс устанавливает порядок привлечения к ответственности, а также размеры финансовых санкций перевозчиков за нарушение безопасности гражданской авиации и использования воздушного пространства. Предусмотрено применение штрафов в отношении как физических (до 17 000 гривен) так и юридических лиц (до 136 000 гривен), выполняющих работы (услуги) в сфере авиации, правонарушения распределяются по степени влияния на безопасность полетов.

Дела о правонарушениях в сфере гражданской авиации рассматриваются Госавиаадминистрацией (руководителем, его заместителями, государственными инспекторами или проверяющими должностными лицами). Соответствующее постановление выносится на основании протокола о нарушении в сфере гражданской авиации в течении 15 дней с момента получения такого протокола.

Штраф должен быть оплачен нарушителем в течении 15 дней со дня получения копии постановления. В противном случае штраф будет взыскиваться государственным исполнителем в порядке, предусмотренном ЗУ «Об исполнительном производстве».

1 С полным текстом документа можно ознакомиться здесь: http://gska2.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_1?pf3511=38576