Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Украина присоединилась к Брюссельской конвенции 1952 года

Украина присоединилась к Международной конвенции по унификации некоторых правил относительно наложения ареста на морские суда, принятой 10 мая 1952 года в Брюсселе (далее – «Конвенция»). За соответствующий законопроект 7 сентября 2011 года проголосовали 279 народных депутатов Украины1.

Согласно Конвенции, суда под флагом одного из договаривающихся государств, могут быть подвержены аресту в пределах юрисдикции одного из договаривающихся государств только в связи с морским требованием. Согласно Конвенции, под «морским требованием» следует понимать ссылку на право или требование, имеющее одно из следующих оснований:

  1. ущерб, причиненный морским судном в результате столкновения или иным образом;

  2. потери человеческих жизней или телесный ущерб, причиненные морским судном или связанные с его эксплуатацией;

  3. оказание помощи и спасание;

  4. договоры, относящиеся к использованию или сдаче судна в наем в силу чартера или иначе;

  5. договоры, относящиеся к перевозке грузов судном в силу чартера, коносамента или иначе;

  6. потери или ущерб, причиненные грузу или багажу, перевозимому судном;

  7. общая авария;

  8. морской заем;

  9. буксировка;

  10. лоцманство;

  11. поставки продуктов или материалов, произведенные для судна в целях его эксплуатации или содержания, независимо от того, где эти поставки выполняются;

  12. постройка, ремонт, снаряжение судна или расходы по содержанию в доке;

  13. заработная плата капитана, офицеров или членов экипажа;

  14. издержки капитана и издержки грузоотправителей, фрахтователей или агентов, произведенные за счет судна или его собственника;

  15. споры, относящиеся к правам собственности на морское судно;

  16. споры между собственниками одного морского судна в том, что касается собственности на это судно, его эксплуатации или выручки от его эксплуатации;

  17. всякая морская ипотека и залог.

Согласно ч. 2 ст. 8 Конвенции, судно, носящее флаг государства, не участвующего в Конвенции, может быть арестовано в одном из договаривающихся государств не только в силу одного из вышеперечисленных требований, но и в силу любого другого требования, допускающего арест по закону этого государства. Таким образом, присоединение нашего государства к Конвенции ограничит основания для ареста украинских судов только морскими требованиями, что обеспечит дополнительную защиту нашим судам.

Закон о присоединении к Конвенции был принят с оговоркой, согласно которой Украина оставляет за собой право не применять положения Конвенции в отношении военных кораблей и других государственных судов, которые используются в некоммерческих целях.

Принятие Закона о присоединении к Конвенции направлено на содействие правовому обеспечению деятельности украинских судоходных компаний, которые осуществляют международные грузопассажирские перевозки.

После подписания Президентом Украины Закон был опубликован в официальных источниках (газетах «Голос України» от 30.09.2011 года N 182, «Урядовий кур'єр» от 30.09.2011 года N 180).

Согласно законодательству, Закон вступает в силу спустя десять календарных после его официального опубликования. Таким образом, с 11 октября 2011 г. Закон, как внутренний нормативный акт, считается вступившим в законную силу.

Однако, согласно ст. 15 Конвенции, для Украины она вступит в силу по истечению шести месяцев после получения Министром иностранных дел Бельгии сообщения о присоединении Украины к Конвенции.

Напомним, что на сегодняшний день участниками Конвенции являются:

Алжир 18 августа 1964 г.
Бельгия 10 апреля 1961 г.

Бразилия
Ватикан 10 августа 1956 г.
Гаити 4 ноября 1954 г.
Гайана 29 марта 1963 г.
Греция 27 февраля 1967 г.
Египет 24 августа 1955 г.
Испания 8 декабря 1953 г.

Италия
Заир 17 июля 1967 г.
Камерун 23 апреля 1958 г.
Коста-Рика 13 июля 1955 г.
Кхмерская Республика 12 ноября 1956 г.

Ливан
Маврикий 29 марта 1963 г.
Мадагаскар 13 июля 1965 г.

Монако
Нигерия 7 ноября 1963 г.

Никарагуа
Парагвай 22 ноября 1967 г.
Португалия 4 мая 1957 г.
Сирийская Арабская Республика 3 февраля 1972 г.
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии 18 марта 1959 г.
Саравак 28 сентября 1962 г.
Гибрилтар, Гонконг, Северное Борнео,
Сейшельские острова 29 марта 1963 г.
Британские Виргинские острова 29 мая 1963 г.
Бермудские острова 30 мая 1963 г.
Антигуа, Багамские острова, Каймановы острова, Доминика, Гренада, Монтсеррат, Сент-Кристофер - Невис-Ангилья, остров Святой Елены, Сен-Люсия, Сен-Винсепт 12 мая 1965 г.
Британский Гондурас, Соломоновы острова, острова Гилберта и Эллис, острова Теркс и Кайкос 21 сентября 1965 г.
Гернси 8 декабря 1966 г.
Фолклендские острова и зависимые территории 17 октября 1969 г.
Того 23 апреля 1958 г.
Фиджи 10 октября 1970 г.
Франция 25 мая 1957 г.
Заморские территории 23 апреля 1958 г.
Швейцария 28 мая 1954 г.
Югославия 25 июля 1967 г.

1 С текстом документа можно ознакомиться здесь: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb_n/webproc4_2?id=&pf3516=0216&skl=7