Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Президент Украины подписал новый Таможенный кодекс

20 апреля 2012 года Президент Украины подписал новый Таможенный кодекс Украины. Напомним, что новый Таможенный кодекс был принят Парламентом еще 3 ноября 2011 года, однако тогда Президент воспользовался своим конституционным правом и ветировал законопроект с последующим внесением в текст документа своих замечаний. С учетом предложений Президента в документ было внесено 148 поправок1, после чего 13 марта 2012 года большинством голосов народных депутатов Парламент принял Закон № 4496-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Таможенного кодекса Украины» (далее – «Кодекс»). 20 апреля 2012 года, Президент подписал указанный закон и уже на следующий день документ был официально опубликован в официальном издании «Голос України». Предлагаем Вашему вниманию анализ основных положений нового Кодекса.

 

  1. Министерство финансов - высший орган в сфере таможенного дела

Согласно Кодексу, высшим органом по отношению к Государственной таможенной службе является Министерство финансов Украины (ст. 25 Кодекса). Все полномочия относительно издания приказов нормативного характера (утверждение порядков, положений, перечней, форм и т.д.) переданы от Гостаможслужбы Минфину. Гостаможслужба подотчетна Минфину по вопросу поступления таможенных платежей в бюджет страны (ст. 559 Кодекса). Кодекс устанавливает, что руководитель Гостаможслужбы и его заместители назначаются на должность и увольняются Президентом Украины.

 

Напомним, что на сегодняшний день Государственная таможенная служба является центральным органом исполнительной власти со специальным статусом (ст. 5 ТКУ).

 

  1. Появление уполномоченных экономических операторов

Кодексу вводит понятие «уполномоченный экономический оператор», которым является предприятие-резидент, которое соответствует определенным условиям (ст. 14 Кодекса), и имеет право пользоваться специальными упрощениями (ст. 15 Кодекса). Статус уполномоченного экономического оператора подтверждается соответствующим Сертификатом, который действителен на всей территории Украины. Данные оператора вносятся в Единый реестр уполномоченных экономических операторов.

 

Необходимость введения института уполномоченного экономического оператора, безусловно, является необходимостью при нынешних рыночных условиях ведения субъектами хозяйствования внешнеэкономической деятельности. Возможность введения подобного института предусмотрена Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18.05.1973 года (дата вступления в силу для Украины – 15.09.2011 года) (далее - «Конвенция»). Согласно п. 3.32 Конвенции (Специальные процедуры для уполномоченных лиц), для уполномоченных лиц, которые отвечают установленным таможенной службой критериям, включая соблюдение требований таможенной службы и использования удовлетворительной системы ведения коммерческой документации, таможенная служба предусматривает упрощенную процедуру проведения таможенных процедур. Также Конвенция предусматривает примерный перечень «привилегий» для таких лиц.

 

Кроме того, введение указанного института является одним из приоритетных заданий реформирование Гостаможслужбы, что предусмотрено Концепцией реформирования деятельности таможенной службы Украины «Обличчям до людей».

 

Кодекс детально регламентирует вопросы о порядке и условиях получения Сертификата – орган подачи заявления (таможенный орган по месту регистрации) содержание заявления (анкеты), перечень приложений, сроки рассмотрения заявления (90 календарных дней со дня получения заявления + 30 календарных дней по усмотрению таможни), орган выдачи (Министерство финансов Украины), приостановление и аннулирование действия сертификата и другие важные вопросы.

 

Условия получения Сертификата следующие:

1. осуществление ВЭД в течение не менее трех лет до дня обращения в таможню с заявлением;

2. отсутствие на день обращения невыполненного обязательства по уплате таможенных платежей и пени;

3. отсутствие на день обращения налоговой задолженности;

4. отсутствие в течение трех лет до дня обращения фактов привлечения должностных лиц предприятия к административной ответственности за нарушение таможенных правил;

  1. наличие системы учета товаров, которая дает возможность сравнивать документы и сведения, которые предоставляются таможенным органам при осуществлении таможенного контроля и таможенного оформления, с документами и сведениями об осуществлении хозяйственной деятельности;

  2. отсутствие на день обращения в таможню суммы непогашенного денежного обязательства, определенного по результатам документальной проверки.

 

В зависимости от вида Сертификата, может быть предоставлен тот или иной «пакет» специальных упрощений. Так, обладателю *Сертификата относительно надежности и безопасности, могут быть предоставлены такие специальные упрощения:

 

  1. уменьшение объема сведений, которые необходимо предоставить таможенному органу при оформлении товаров и транспортных средств коммерческого назначения;

  2. временное хранение товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые находятся под таможенным контролем в помещениях, на открытых и крытых площадках оператора;

  3. снятие таможенного обеспечения без получения разрешения таможни;

  4. отправление товаров из помещений, открытых и крытых площадок оператора без предъявления их таможенному органу отправления.

 

*Сертификат на упрощение таможенных процедур:

  1. осуществление таможенного контроля в первоочередном порядке;

  2. размещение товаров на складе временного хранения закрытого типа без получения разрешения таможенного органа;

  3. освобождение от предоставления гарантии при осуществлении внутреннего таможенного транзита товаров (кроме подакцизных), если декларантом является оператор;

  4. таможенное оформление товаров на объектах уполномоченного оператора экономической деятельности;

  5. представление одной таможенной декларации, если в течение определенного времени, согласованного с таможенным органом, товары неоднократно ввозятся на таможенную территорию Украины или вывозятся за ее пределы одним лицом по одному внешнеэкономическому договору.

 

Обладателю третьего вида сертификата - на упрощение таможенных процедур и относительно надежности и безопасности, могут быть предоставлены одновременно все вышеуказанные упрощения.

 

3. Определение таможенной стоимости товаров

Кодекс достаточно четко и прозрачно регламентирует столь важный для всех предпринимателей вопрос определения таможенной стоимости, которая является базой для начисления таможенных платежей. Статья 53 Кодекса определяет исчерпывающий перечень документов, которые подаются декларантом для подтверждения таможенной стоимости. Следует отметить, что перечень несколько сужен по сравнению с тем, который действует на сегодняшний день.

 

Согласно ст. 52 Кодекса, декларант, который заявляет таможенную стоимость товара, обязан заявлять ту стоимость, которая определена ими самостоятельно, в том числе по результатам консультаций с таможенным органом, или скорректированную по результатам контроля, осуществленного таможенным органом;

 

Корректировка таможенной стоимости таможенным органом осуществляется исключительно в случаях, исчерпывающий перечень которых установлен в ст. 54 Кодекса:

 

  1.  
    • неверно проведенный декларантом расчет таможенной стоимости;

    • неподача основных документов, которые подтверждают сведения о заявленной таможенной стоимости товаров (ч. 2 ст. 53 Кодекса) – декларация таможенной стоимости, контракт, инвойсы, банковские платежные документы, копии импортной лицензии (при наличии) и др.;

    • несоответствие избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товара установленным в Кодексе условиям (глава 9);

    • поступление в таможенный орган документально подтвержденной официальной информации таможенных органов других стран относительно недостоверности заявленной таможенной стоимости.

 

При отсутствии вышеуказанных оснований таможенный орган не имеет права принимать решение о корректировке таможенной стоимости, а декларант обязан заявлять таможенную стоимость, определенную им самостоятельно. При отказе таможни в принятии декларации и принятии решения о корректировке, новая декларация подается в течение 10 рабочих дней от даты отказа, если товары не были размещены на склад временного хранения либо на таможенный склад (ст. 263 Кодекса).

 

  1. Место и время таможенного оформления

Новеллой Кодекса является положение о том, что таможенное оформление товаров, транспортных средств коммерческого назначения осуществляется в любом таможенном органе с предъявлением их этому органу, если иное не предусмотрено этим Кодексом (ст. 247 Кодекса). В настоящее время существует «привязка» к таможенному органу по месту регистрации юридического лица (декларанта), либо должна быть соблюдена процедура согласования изменения места таможенного оформления с таможней (получение т.н. «откреплений»).

 

Таможенное оформление товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые перемещаются через территорию Украины в таможенном режиме транзита, осуществляется таможенным органом, в зоне деятельности которого начинается транзитное перемещение.

 

Кодексом существенно сокращено время на таможенное оформление – 4 рабочих часа с момента предъявления таможенному органу товаров, транспортных средств коммерческого назначения, которые подлежат таможенному оформлению, предъявления таможенной декларации или документа, который в соответствии с законодательством ее заменяет, а также всех необходимых документов и сведений, предусмотренных статьями 257 и 335 Кодекса. Установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых указанный срок может быть продлен, например, при нарушении таможенных правил, проведении экспертизы, анализа и т.д. (ст. 255 Кодекса).

 

  1. Обеспечение обязательств по уплате таможенных платежей

Кодекс устанавливает, что предоставление таможенному органу обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию Украины является обязательным, при этом декларант самостоятельно выбирает один из способов обеспечения, перечень которых Кодексом уменьшен до трех финансовая гарантия, обеспечение на условиях Конвенции МДП 1975 года, применение книги (карнета) А.Т.А. Следует отметить, что финансовая гарантия не предоставляется, если сумма таможенных платежей, которые подлежат уплате, не превышает 1 000 Евро.

 

Кодекс предусматривает обязательность предоставления обеспечения по отношению к перечню товаров, который должен быть утвержден Министерством финансов Украины. На сегодняшний день требование об обязательном обеспечении распространяется на подакцизные товары (алкоголь, табачные изделия, легковые автомобили, нефтепродукты) и на другие товары соответствии с Приказом Гостамслужбы от 17.04.2008 года № 396. Будет ли этот перечень расширен либо, наоборот, сужен на сегодняшний день пока не известно.

 

Также отметим, что осталась без изменений норма об освобождении от гарантирования в случае если товары перемещаются транзитом морским, речным или воздушным транспортом и хранятся в пределах одного пункта пропуска или зоны таможенного контроля морского (речного) порта, аэропорта.

 

  1. Беспошлинный ввоз товаров гражданами на территорию Украины

Кодекс увеличил суммарную стоимость товаров, которые могут ввозиться гражданами на таможенную территорию страны без уплаты налогов - с 200 Евро до 500 Евро (сухопутный транспорт) и 1 000 (воздушный и морской транспорт). В Кодексе также прописано, что товары (кроме подакцизных), перемещаемые в ручной клади, в сопровождаемом багаже, суммарная стоимость которых превышает эквивалент 10 000 Евро, подлежат письменному декларированию.

 

  1. Временный ввоз нерезидентами транспортных средств для личного пользования

Кодексом был увеличен срок, на который гражданин-нерезидент может ввести на таможенную территорию Украины транспортное средство для личного пользования – до 1 года. Следует отметить, что это условие не касается яхт, в также других плавучих средств, предназначенных для досуга и спорта, для которых установлен срок до 3 лет (ранее срок составлял 3 месяца для всех транспортных средств).

 

  1. Декриминализация контрабанды и конфискация транспортных средств

Напомним, что 15.11.2011 года Парламент принял Закон 4025-17 о декриминализации некоторых видов преступлений в сфере хозяйственной деятельности, согласно которому вместо уголовной ответственности за некоторые экономические преступления устанавливается административная. В первую очередь, это касается контрабанды, предметом которой на сегодняшний день являются только оружие, боеприпасы, культурные ценности и т.д. Наказание за незаконное перемещение товаров через таможенную границу Украины теперь будет урегулировано ст. 482 Кодекса. Глава 69 Кодекса сокращает количество таможенных нарушений с 27 до 18.

 

Статья 460 Кодекса освобождает субъектов хозяйствования от административной ответственности за допущенные ими неумышленные ошибки, если они не носят систематический характер и не привели к неправомерному освобождению от неуплаты таможенных платежей или уменьшению их размеров или к необеспечению соблюдения мер тарифного и/или нетарифного регулирования ВЭД.

 

Однако при этом законодатель ужесточил наказание за нарушение таможенных правил, которое состоит в возможности конфискации не только товара (непосредственного предмета правонарушения), но и транспортного средства, на котором он перемещается. Это положение, безусловно, сказывается на интересах перевозчика, который не обязан знать какой груз он перевозит, и, тем более, проверять сопроводительные документы на предмет их подлинности (основание для привлечения к ответственности).

 

  1. Срок для наложения административных санкций

В Кодексе была оставлена в силе норма, регулирующая сроки наложения административных санкций за нарушения таможенных правил – не позже 2 месяцев со дня совершения правонарушения (выявления, в случае длящегося правонарушения). Отметим, что Президент настаивал на увеличении этого срока до 3 лет.

 

  1. Компромисс с таможней

Кодекс вводит в оборот новое явление в таможенном деле - компромисс в делах о нарушении таможенных правил. Суть компромисса заключается в прекращении правонарушения и закрытия производства по делу по согласию сторон (таможни и правонарушителя), которое оформляется путем подписания мирового соглашения. Компромисс не может иметь место при наличии состава преступления в деяниях лица. Кодекс предусматривает обязанности сторон по мировому соглашению:

  • для правонарушителя – уплатить штраф в течение не более 30 дней согласно санкции статьи и/или задекларировать в режим отказа в пользу государства товары (предметы правонарушения), транспортные средства, на которых ввозились эти товары.

Очевидно, что вопрос о применении штрафа наряду с отказом в пользу государства или без такового является очень важным, однако Кодекс его не регулирует, оставляя этот вопрос на усмотрение таможни, которое не всегда может быть объективным.

 

  • для таможенного органа – прекратить производство по делу в отношении лица и осуществить таможенное оформление задекларированных товаров.

 

  1. Таможне предоставлено право проведения проверок наравне с органами налоговой службы

Положениями Кодекса предусмотрено право таможенного органа проводить документальные выездные (плановые и внеплановые) и невыездные проверки соблюдения таможенного законодательства субъектами ВЭД. При этом положения, регламентирующие проведение проверок таможенными органами (например, сроки давности (1 095 дней), порядок и основания проведения) практически дублируют положения Налогового кодекса Украины, а некоторые из них содержат прямые ссылки на его положения (основания продления срока проверки и т.д.).

 

Кроме того, если таможенный орган при проведении проверки (документальной выездной) сочтет необходимым получить дополнительную информацию / документы, он имеет право провести встречную сверку с лицами, прямо или опосредованно привлеченными к операциям с товаром. Очевидно, что таких лиц в процессе перевозки не мало (экспедитор, грузополучатель / грузоотправитель, перевозчик, контрагент по сделке с товаром и т.д.), и у всех из них могут быть истребованы необходимые таможне документы.

 

  1. Заключительные и переходные положения

Кодекс устанавливает сроки для освобождения от уплаты ввозной пошлины при импорте товаров для определенных категорий – материалы для печатного дела, техника и оборудование для космического кораблестроения (до 01.01.2015 года); материалы и оборудование для самолетостроения и кораблестроения (морские и речные суда) (до 01.01.2016 года); техника и оборудования для строительства и реконструкции предприятий по производству биотоплива (до 01.01.2019 года) и др.

 

Следует отметить, что в ближайшее время нам следует ожидать рассмотрение Парламентом еще одного весомого нормативного акта - закона о порядке возмещения вреда, причиненного лицам и их имуществу неправомерными решениями, действиями или бездеятельностью таможенных органов организаций или их должностных лиц или других работников при выполнении ими своих служебных (трудовых) обязанностей. Соответствующее поручение было дано Кабинету Министров Украины.

 

Кодекс вступает в силу с 1 июня 2012 года.