Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Закон о морских портах Украины

Как мы информировали ранее, 17 мая 2012 года, во втором чтении и в целом Верховная Рада Украины приняла законопроект № 9712 «О морских портах Украины» (далее – «Закон о портах»). За принятие Закона о портах проголосовали 248 народных депутатов Украины из зарегистрированных 336. Предлагаем Вашему вниманию обзор основных положений Закона о портах.

 

Сфера действия Закона о портах

 

Закон о портах устанавливает основы государственного регулирования деятельности в морских портах, порядок строительства, расширения и развития портов, порядок осуществления хозяйственной деятельности в портах. Также Закон о портах регулирует деятельность органов исполнительной власти, которые осуществляют государственное регулирование, управление, контроль и надзор в сфере портовой деятельности. Действие Закона о портах не распространяется на речные порты, морские рыбные порты, пункты базирования ВМС Украины, ВМС иностранных государств, морской охраны, пограничной службы.

 

Реестр морских портов

 

Закон о портах предусматривает создание и ведение Реестра морских портов Украины (далее – «Реестр»). Этот Реестр представляет собой электронную базу данных, целью ведения которой является обеспечение данными, необходимыми для решения задач в сфере безопасности мореплавания, защиты окружающей среды и осуществления государственного надзора. В первую очередь, в Реестр вносятся общие сведения о портах, в частности, регистрационный номер порта, название и местонахождение порта и его администрации, дата и основания открытия порта. Также Реестр будет содержать и специализированную информацию: перечень услуг, предоставляемых в порту; перечень причалов; перечень портовых операторов; пределы территории и акватории порта; навигационный период и другие сведения. Планируется разработка и принятие порядка ведения Реестра. Доступ к Реестру будет открытым и бесплатным.

 

Планирование развития морских портов

 

В соответствии с Законом о портах, основой планирования развития портовой отрасли является Стратегия развития морских портов Украины на 25 лет (далее – «Стратегия»), которая включает краткосрочные (на 5 лет), среднесрочные (на 10 лет) и долгосрочные (на 25 лет) планы развития. В частности, Стратегия регулирует вопрос относительно строительства портов в Украине (ст. 5 Закона о портах). Разработка Стратегии отнесена к компетенции Министерства инфраструктуры Украины.

 

Закон о портах устанавливает, что развитие порта осуществляется в соответствии с планом, который формируется с учетом планов развития морских терминалов, а также предприятий, хозяйственная деятельность которых связана с осуществлением экспортно-импортных операций с помощью порта (стивидоры, экспедиторы, импортеры, экспортеры). План развития каждого порта утверждается его администрацией, должен соответствовать Стратегии, и подлежит согласованию с Мининфраструктуры.

 

Полномочия органов исполнительной власти в портовой сфере

 

Закон о портах устанавливает общие задачи и основные полномочия органов государственной власти в сфере портовой деятельности – Кабинета Министров Украины, Министерства инфраструктуры и Государственной инспекции Украины по безопасности на морском и речном транспорте (далее – «Укрморречинспекция»). К полномочиям Мининфраструктуры, по–прежнему, относится управление объектами портовой инфраструктуры государственной собственности, назначение капитанов портов и т.д. Закон о портах содержит отсылочную норму на положения Кодекса торгового мореплавания Украины относительно порядка назначения капитана порта.

 

Администрация морских портов Украины

 

Закон о портах предусматривает создание Администрации морских портов Украины (далее – «Администрация»). Администрация представляет собой государственное предприятие, задачей которого является обеспечение функционирования морских портов, содержание и использование объектов портовой инфраструктуры. Филиалами Администрации являются администрации каждого морского порта, а начальник порта - руководителем администрации морского порта.

 

Среди основных задач деятельности Администрации следует выделить эффективное использование государственного имущества, в том числе проведение модернизации, ремонта, реконструкции и строительства гидротехнических сооружений и других объектов портовой инфраструктуры; взимание и целевое использование портовых сборов; сбор и учет данных в Реестр морских портов и т.д.

 

В процессе своей деятельности Администрация имеет право заключать договоры на проведение модернизации, реконструкции и строительства объектов портовой инфраструктуры (движимые и недвижимые объекты, которые обеспечивают функционирование порта), а также другие договоры в рамках реализации задач своей деятельности.

 

Председатель Администрации назначается на должность и увольняется приказом Мининфраструктуры. Руководитель администрации морского порта (начальник порта) назначается на должность и увольняется также приказом Министерства по представлению председателя Администрации. Руководитель администрации морского порта действует на основании положения об администрации морского порта, которое утверждается Мининфраструктуры.

 

Финансирование деятельности Администрации осуществляется за счет портовых сборов, платы за услуги в порту, арендной платы и других незапрещенных законом источников. Финансирование определенных направлений деятельности Администрации, например, модернизации, ремонта, реконструкции, строительства объектов портовой инфраструктуры может осуществляться за счет средств государственного бюджета.

 

К полномочиям Администрации отнесено принятие обязательных постановлений по порту при согласовании с капитаном порта и Укрморречинспекцией. Обязательные постановления подлежат государственной регистрации в порядке, установленном для актов областных, Киевской и Севастопольской госадминистраций и вступают в силу через 10 дней со дня регистрации, если иное не предусмотрено в самих постановлениях. Таким образом, регистрацию обязательных постановлений будут осуществлять главные управления юстиции областей, Севастопольской городской государственной администрации1.

 

Кроме того, для каждого морского порта Администрация издает свод обычаев, который подлежит заверению Торгово-промышленной палатой Украины с последующим опубликованием на официальном сайте Администрации.

 

Ведение хозяйственной деятельности в порту

 

В пределах морского порта функционируют субъекты хозяйствования всех форм собственности, деятельность которых связана с обслуживание судов, пассажиров, грузов, а также предприятия, продукция и/или сырье которых транспортируется территорией и акваторией порта.

 

Закон о портах закрепляет создание нового внутрипортового органа - Совета морского порта (далее – «Совет»). Совет представляет собой постоянный совещательно-консультативный орган, основным заданием которого является координация вопросов, связанных с развитием и функционированием морского порта. В состав Совета входят начальник и капитан порта, представители собственников (пользователей) морских терминалов, стивидорных компаний и других компаний, оказывающих услуги в порту. Начальник порта возглавляет Совет и обеспечивает организацию его работы.

 

К полномочиям Совета относится рассмотрение изменений и дополнений к плану развития порта, своду обычаев и постановлений по порту, а также принятие решений относительно целесообразности их внесения.

 

Закон о портах устанавливает перечень услуг, которые могут быть оказаны исключительно государственными предприятиями, учреждениями и организациями в порядке, установленном Мининфраструктуры:

  1. Регулирование движения судов;

  2. Обеспечение проведение аварийно-спасательных работ;

  3. Навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания;

  4. Картографическое обеспечение мореплавания;

  5. Обеспечение предотвращения и ликвидации разлива загрязняющих веществ.

 

Тарифы на специализированные услуги, которые предоставляются в порту, а также услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов, подлежат государственному регулированию национальной комиссией, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта (Мининфраструктуры)2.

 

Перечень специализированных услуг, которые предоставляются в порту субъектами естественных монополий, определяется Правительством (ст. 19 Закона о портах). При этом, на сегодняшний день к таким услугам относятся лоцманское проведение судов, регулирование движения судов, организация содержания подходных каналов и акваторий портов в надлежащем состоянии, координация и проведение аварийно-спасательных работ, навигационно-гидрографическое обеспечение, картографическое обеспечение, надзор за состоянием портовых гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, работы по измерению глубин, водолазные / швартовые / ледокольные / буксировочные работы и т.д.3 Этот перечень не носит нормативный характер.

К портовым сборам Закон о портах относит:

  • Корабельный сбор (оплачивается в пользу пользователя портовой акватории, а также собственника операционной акватории причала);

  • Причальный сбор (оплачивается в пользу собственника/пользователя причала);

  • Канальный сбор (оплачивается в пользу собственника канала);

  • Маячный сбор (оплачивается в пользу госучреждения, которое осуществляет навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания – ГУ «Госгидгография»);

  • Административный сбор (оплачивается в пользу Администрации);

  • Санитарный сбор (оплачивается в пользу Администрации).

 

Правовой режим имущества в морском порту

 

Закон о портах закрепляет, что имущество, которое используется во время осуществления хозяйственной деятельности в порту, может находиться в государственной, коммунальной и частной собственности.

 

Действующие на день вступления в силу Закона о портах стратегические объекты портовой инфраструктуры (гидротехнические сооружения (госсобственность), объекты портовой инфраструктуры общего пользования, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов) не подлежат передаче в аренду или концессию. Это правило не распространяется на причалы, железнодорожные и автомобильные подъездные пути, линии связи, средства тепло-, газо-, водо- и электроснабжения, инженерные коммуникации, которые могут передаваться в концессию в составе единых имущественных комплексов. Причалы могут передаваться в аренду сроком на 49 лет. Кроме того, стратегические объекты портовой инфраструктуры также не подлежат приватизации и/или отчуждению каким-либо способом.

 

Также Закон о портах устанавливает, что стратегические объекты портовой инфраструктуры, созданные до вступления в силу закона, находятся в государственной собственности, кроме случаев, когда такие объекты созданы за счет частных средств. Государственное имущество, закрепленное за Администрацией, принадлежит ей на праве хозяйственного ведения.

 

Правовой режим земель порта

 

Земельные участки в пределах территорий порта могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Искусственно созданные земельные участки находятся в государственной собственности и могут передаваться в долгосрочную аренду. Искусственно созданные земельные участки относятся к землям водного фонда.

 

Земельные участки, на которых размещены стратегические объекты портовой инфраструктуры, а также земельные участки, обеспечивающие деятельность Администрации, не подлежат приватизации и/или отчуждению.

Приватизация объектов портовой инфраструктуры

 

Закон о портах предусматривает возможность приватизации объектов портовой инфраструктуры, кроме стратегических объектов в пределах морских портов.

 

Согласно Закону о портах, к объектам приватизации относятся:

 

  1. Единые имущественные комплексы и акции публичных акционерных обществ (ПАО), созданных в процессе реорганизации на базе подразделений морских портов. Закон о портах гласит, что указанные объекты (в случае приватизации 100% акций ПАО) подлежат продаже на конкурентных началах.

 

Условия конкурса по продаже единого имущественного комплекса могут предусматривать аренду причалов и земельных участков, на которых размещены причалы и сам комплекс на срок до 49 лет. В таком случае договор аренды и договор купли-продажи заключаются с победителем конкурса одновременно. Следовательно, неисполнение обязательств по договору купли-продажи является основанием для расторжения такого договора, а также договоров аренды причалов и земельных участков, что прямо предусмотрено в Законе о портах.

 

Следует отметить, что причалы и земельные участки под имущественным комплексом передаются в аренду ПАО на срок до 49 лет без проведения конкурса.

 

  1. Отдельное индивидуально определенное имущество (движимое и недвижимое). Если относительно арендуемого имущества принято решение о его приватизации, арендатор имеет право на его выкуп, если улучшение такого имущества были сделаны на сумму не менее чем 25% от его остаточной стоимости имущества на момент приватизации.

 

  1. Акции (доли, паи), принадлежащие государству в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных на базе единых имущественных комплексов.

Приватизация объектов портовой инфраструктуры осуществляются в соответствии с Законом Украины «О приватизации государственного имущества» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о портах.

 

Формы сотрудничества порта и бизнеса

 

Частное инвестирование в объекты портовой инфраструктуры осуществляется на основании договоров концессии, договоров о совместной деятельности, договоров аренды, а также других инвестиционных договоров.

 

На базе единого имущественного комплекса, созданного либо пребывающего в процессе создания на основании инвестиционного договора / договора о совместной деятельности, заключенного до вступления в силу Закона о портах, может быть создано новое предприятие. Причалы и земельные участки под имущественным комплексом могут быть переданы такому предприятию в аренду на срок до 49 лет. Для создания предприятия необходимо согласие частного инвестора, государства в лице Фонда госимущества, а также Мининфраструктуры.

 

Также Закон о портах предусматривает компенсацию инвестиций, внесенных субъектами хозяйствования в объекты портовой инфраструктуры. Такая компенсация осуществляется на основании соответствующих договоров между Администрацией и инвестором в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины. Источником компенсации могут быть портовые сборы.

 

Заключительные положения

Законом о портах были внесены изменения в ряд законодательных актов:

  1. Кодекс об административных правонарушениях Украины - Полномочиями по рассмотрению некоторых видов административных правонарушений (провоз ручной клади сверх нормы, безбилетный проезд на морском транспорте, соблюдение правил обеспечения сохранности грузов) наделены капитаны портов.

  2. Водный кодекс Украины - К водным объектам общегосударственного значения отнесены внутренние морские воды, территориальное море, акватории морских портов. Кабинет Министров был наделен дополнительными полномочиями в сфере управления и контроля за использованием и охраной вод и воспроизведением водных ресурсов - отвод акваторий морских портов.

  3. Кодекс торгового мореплавания Украины - Раздел IV КТМ Украины («Морской порт») будет изложен в новой редакции «Мореплавание в территориальном море, внутренних водах, акваториях морских портов». Этот раздел регулирует полномочия капитана порта в части обеспечения безопасности мореплавания, а также деятельность морских лоцманов в порту. В основном, изменения в КТМ Украины связаны с полномочиями капитана и начальника порта, а также Администрации.

  4. Земельный кодекс Украины - Изменения связаны с отнесением к землям водного фонда искусственно созданных земельных участков в пределах акваторий морских портов. Урегулированы вопросы относительно аренды таких земель, а также порядка их предоставление в постоянное пользование.

  5. Закон Украины «О нотариате» - Теперь капитаны морских судов обязаны передавать засвидетельствованные ими в море завещания не начальнику, а капитану украинского порта.

  6. Закон Украины «О транспорте» - технические изменения.

  7. Закон Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» был изменен со ссылкой на Закон о портах в части регулирования арендных правоотношений объектов портовой инфраструктуры. Причалы исключены из перечня объектов, не подлежащих аренде.

  8. Закон Украины «О приватизации государственного имущества» - один из пунктов перечня объектов, не подлежащих приватизации (ч. 2 ст. 5), был изложен в новой редакции (абз. 16). Таким образом, не подлежат приватизации акватории морских портов, гидротехнические сооружения, объекты портовой инфраструктуры, общего пользования, средства навигационного оборудования и другие объекты навигационно-гидрографического обеспечения морских путей, системы управления движением судов, информационные системы, учебный и гидрографический флот, имущественные комплексы судоходных инспекций.

  9. Закон Украины «О естественных монополиях» был дополнен положением о том, что перечень специализированных услуг в речных, морских, морских рыбных портах и аэропортах подлежит утверждению Кабинетом Министров Украины.

  10. Закон Украины «Об отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имуществ, размещенных на них, которое пребывает в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости» - Органы исполнительной власти и местного самоуправления наделены правом выкупа земельных участков, а также имущества на нем для строительства, реконструкции, капитального ремонта и обслуживания инфраструктуры морского порта.

 

Согласно Заключительным положениям, Закон о портах вступает в силу спустя 12 месяцев со дня его официального опубликования. Однако некоторые нормы Заключительных положений вступят в силу с момента опубликования Закона о портах:

 

  1.  
    • п. 3 - относительно «открытого» статуса морских портов, а также территории порта;

    • п. 4 - до создания Национальной комиссии по государственному регулированию в сфере транспорта ее функции будет выполнять Мининфраструктуры;

    • п. 5 - реализация Закона о портах не будет основанием для досрочного прекращения договоров использования портовой инфраструктуры, заключенных до вступления в силу акта;

    • п. 6 - относительно поручения КМ Украины привести в соответствие организационно-правовую модель функционирования морских портов с Законом о портах в течение 10 месяцев (принятие новых актов правительства; инвентаризация имущества портов, каналов; реорганизация портов; разработка и принятие обязательных постановлений и сводов обычаев и т.д.);

 

8 июня 2012 года Закон о портах был возвращен с подписью от Президента Украины и ему был присвоен номер 4709-VI.

 

Мы будем продолжать отслеживать момент его вступления в силу, о чем непременно проинформируем Вас.

1 Положение о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств, других органов исполнительной власти, утвержденное Постановлением КМУ от 28.12.1992 года № 731)

2 п. 4 Заключительных положений Закона о портах.

3 Распоряжение КМУ «Об одобрении Стратегии развития морских портов Украины на период до 2012 года» от 06.07.2008 года № 1051-р