Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Опубликован Закон о морских портах Украины

13 июня 2012 года, в официальном печатном издании Парламента (газете «Голос України») опубликован Закон «О морских портах Украины» № 4709-VI от 17.05.2012 года (далее – «Закон о портах»). Согласно тексту Закона о портах, его официальное опубликование влечет за собой определенные правовые последствия, речь о которых пойдет ниже.

 

В соответствии с Заключительными положениями, Закон вступает в силу через 12 месяцев со дня его опубликования, однако некоторые положения вступили в силу с 13 июня 2012 года:

 

  1. Государственные предприятия - морские порты и другие предприятия морского транспорта, которые на день вступления в силу Закона о портах подпадают под нормативное определение «морской терминал»1, и в которых оказываются соответствующие услуги, являются открытыми, независимо от момента внесения сведений о них в Реестр морских портов.

 

Морские терминалы, независимо от местонахождения, в пределах или за пределами существующих портов, включаются в территорию морского порта, акваторией которого они пользуются, или другого ближайшего порта (п. 3 Заключительных положений).

 

  1. До создания национальной комиссии, которая осуществляет государственное регулирование в сфере транспорта (т.н. “независимый регулятор”), ее функции будет временно выполнять Министерство инфраструктуры Украины. Напомним, что к полномочиям национальной комиссии Закон о портах относит установление тарифов на специализированные услуги, которые предоставляются в порту, а также услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов (п. 4 Заключительных положений).

 

  1. Реализация Закона о портах не будет основанием для досрочного прекращения договоров использования портовой инфраструктуры, заключенных портом или государственными органами с субъектами хозяйствования до вступления в силу Закона.

 

Документы разрешительного характера на строительство объектов портовой инфраструктуры, выданные до вступления в силу Закона о портах, считаются действительными.

 

Расположенные в пределах акватории морского порта подводные гидротехнические сооружения (каналы, операционные акватории причалов и т.д.), построенные за счет частных инвестиций и внесенные в Реестр гидротехнических сооружений, подлежат передаче в государственную собственность на компенсационных началах при согласии собственников таких сооружений (п. 5 Заключительных положений).

 

  1. Парламент поручил Кабинету Министров Украины в течение 10 месяцев со дня опубликования Закона о портах (до 14 апреля 2013 года) привести в соответствие организационно-правовую модель функционирования морских портов. Для реализации этой цели Правительству было поручено, в частности:

 

  1.  
    • обеспечить принятие законодательных актов, направленных на реализацию Закона о портах;

    • подготовить законопроект о внесении изменений в законодательство относительно регулирования правоотношений, связанных с созданием на водных объектах искусственных земельных участков для целей строительства;

    • обеспечить проведение инвентаризации имущества морских портов, определить перечень стратегических объектов портовой инфраструктуры и единых имущественных комплексов, которые могут самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность после их выделения в отдельное предприятие;

    • обеспечить проведение реорганизации морских портов Украины с созданием Администрации морских портов Украины и ее филиалов (портов);

    • обеспечить проведение инвентаризации судоходных каналов, находящихся на балансе портов;

    • обеспечить разработку и принятие обязательных постановлений и свода обычаев каждого морского порта Украины и др.

(п. 6 Заключительных положений).

 

Еще раз напомним, что, согласно п. 1 Заключительных положений Закона о морских портах Украины, этот нормативный акт вступает в силу через 12 месяцев со дня его официального опубликования, то есть с 14 июня 2013 года.

 

1 Расположенный в пределах морского порта единый имущественный комплекс, который включает технологически связанные объекты портовой инфраструктуры, в том числе причалы, подъемно-транспортное и другое оборудование, которые обеспечивают погрузку, разгрузку и хранение грузов, безопасную стоянку и обслуживание судов и пассажиров (п. 7 ст. 1 Закона о морских портах);