Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Плата за использование портовых причалов и тарифов на стивидорные услуги

 

На сайте Министерства инфраструктуры Украины [http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_51/33827.html] (далее - Министерство) был опубликован разработанный Министерством проект Приказа «Об установлении платы за услуги, которые предоставляются Администрацией морских портов Украины или другим собственником портовым операторам (стивидорным компаниям) и пользователям морского терминала по использованию причалов» (далее - Проект).

В случае утверждения, Проект должен вступить в силу одновременно с Законом Украины «О морских портах Украины» (далее –  «Закон о портах») (14.06.2013 г.), но не ранее даты его официального опубликования.

Ниже предлагаем Вашему вниманию правовую характеристику основных положений, содержащихся в Проекте.

 

Для начала разрешите кратко остановиться на предыстории вопроса по взиманию платежей за использование причалов.

Так, нынешнее законодательство Украины (в частности, действующая редакция Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества») содержит прямой запрет на передачу портовых причалов в аренду.

Вместе с тем, de facto портовые причалы в некоторых украинских портах эксплуатируются частными стивидорными компаниями в процессе предоставления услуг по обработке грузов (стивидорных услуг), что  подразумевает необходимость взимания платы за такое использование.

Ввиду невозможности взимания арендной платы, порты, причалы которых находятся в эксплуатации стивидорных компаний, вынуждены применять альтернативные способы взимания платежей за использование причалов, такие как, в частности:

 

- оплата по договору о предоставлении услуг (в размере установленного договором процента от аккордных ставок, предусмотренных  Сборником тарифов, утвержденным Приказом Министерства транспорта Украины № 392 от 31.10.1995 г. (далее – «Сборник тарифов»);

- оплата в формате «грузового сбора», предусмотренного пунктом 2.2 Сборника тарифов [если следовать формальной логике Сборника тарифов, «грузовой сбор»  de jure предназначен для взимания с грузовладельцев, а не со стивидорных компаний];

- оплата в составе платежей, оплачиваемых по договору совместной деятельности, предметом которой, в том числе, является  эксплуатация портовых причалов.

 

Закон о портах, положения которого должны вступить в силу 14.06.2013 г., вносит изменения в действующее законодательство в части снятия запрета на аренду причалов.

Это означает, что после вступления в силу Закона о портах портовые причалы смогут выступать в качестве объектов аренды, что позволит взимать платежи за использование причалов в составе арендной платы.

Однако в отношении причалов, которые не будут сданы в аренду, но при этом будут продолжать фактически эксплуатироваться стивидорными компаниями, проблема взимания платежей за такую эксплуатацию будет сохранять свою актуальность и после вступления в силу Закона о портах.

Именно на урегулирование вышеуказанной проблемы направлен разработанный Министерством Проект.

 

Так, Проект устанавливает платежи за использование причалов, находящихся в собственности Администрации морских портов Украины (далее – «Администрация») или иного собственника, и которые не были переданы в аренду, концессию, управление или совместную деятельность.

Проект предусматривает, что указанные платежи будут подлежать оплате стивидорными компаниями, предоставляющими услуги по обработке грузов на причале, в пользу балансодержателя (собственника) причала.

 

В соответствии с Проектом, базой для расчета платежей за использование причалов являются аккордные ставки, предусмотренные Сборником тарифов. В частности, для портов Одесса, Ильичевск и Южный плата за использование причалов составляет 10% от аккордной ставки, а для всех прочих портов – 5 % (без учета НДС).


В этой связи следует отметить, что правомерность установления платы за использование причалов в привязке к аккордным ставкам, с нашей точки зрения, вызывает серьезные сомнения.

Так,  в соответствии со статьей 21 Закона о портах, государственному регулированию подлежат исключительно тарифы на специализированные услуги, предоставляемые в морских портах субъектами естественных монополий, а также на услуги, которые оплачиваются в составе портовых сборов.

 

Тарифы на все прочие услуги не подлежат государственному регулированию, в связи с чем являются свободными (то есть, определяются на договорных началах).

При этом перечень специализированных портовых услуг подлежит утверждению Кабинетом Министров Украины (по состоянию на сегодняшний день такой перечень еще не утвержден).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что после вступления Закона о портах в силу, если до этого момента Кабинет Министров Украины не утвердит перечень специализированных портовых услуг и не включит в такой перечень стивидорные услуги, тарифы на такие услуги станут свободными и будут формироваться на договорных началах без государственного регулирования.


Это, в свою очередь, означает, что при условии и после вступления в силу Закона о портах, отпадут надлежащие правовые основания для применения в портах аккордных ставок, а, следовательно, и основания для взимания платежей за использование причалов в привязке к аккордным ставкам.

 

Следует отметить, что по состоянию на сегодняшний день Министерство не разделяет вышеуказанную точку зрения в отношении отсутствия правовых оснований для применения Сборника тарифов после вступления в силу Закона о портах.

Так, на сайте Министерства [http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_165/print/33591.html] был размещен документ (пояснительная записка), в котором изложена позиция Министерства в отношении того, что после вступления в силу Закона о портах государственное регулирование цен на стивидорные услуги должно сохраниться (в виде продолжения применения аккордных ставок).

Такая позиция Министерства основывается на положениях Закона Украины «О ценах и ценообразовании» (далее – «Закон о ценообразовании»), предусматривающего критерии и принципы государственного регулирования цен, в частности, приводится аргумент о том, что положения Закона о ценообразовании якобы являются специальными (и, в этой связи, приоритетными) по отношению к положениям Закона о портах.

В этой связи мы считаем необходимым отметить, что приведенная выше позиция Министерства обусловлена, в первую очередь, экономическими факторами, поскольку, по мнению большинства специалистов, установление свободных тарифов на стивидорные услуги, скорее всего, приведет к существенному падению цен на этом рынке.

Однако, строго с юридической точки зрения, правомерность такой позиции вызывает определенные сомнения.

 

Так, Закон о ценообразовании не устанавливает четкий перечень товаров / работ / услуг, формирование цен на которые в обязательном порядке подлежит государственному регулированию. Этот Закон лишь предусматривает общие критерии для определения регулируемых товаров / работ / услуг (при чем такие критерии являются весьма абстрактными и размытыми), предоставляя полномочия по определению конкретного перечня таких товаров / работ / услуг Кабинету Министров.

При этом в соответствии с положениями Конституции Украины и Закона Украины «О Кабинете Министров Украины», Кабинет Министров должен осуществлять свои полномочия в строгом соответствии с положениями законов Украины, а нормативно-правовые акты Кабинета Министров не могут противоречить нормам законов.

 

Более того, сам Закон о ценообразовании (в частности, статья 5), ссылаясь на полномочия Кабинета Министров в части государственного регулирования цен, содержит уточнение «если иное не определено законом» (без конкретизации, каким именно законом).


Изложенное выше дает нам основания трактовать положения Закона о ценообразовании как общие нормы, устанавливающие общие критерии и правила в вопросе государственного регулирования цен и предусматривающие возможность конкретизации такого регулирования на уровне специальных законов, регулирующих специальные отраслевые отношения (к примеру, законы об электроэнергетике, о теплоснабжении  и т.д.). Положения Закона о портах, с нашей точки зрения, также следует отнести к специальным по отношению к Закону о ценообразовании положениям законодательства, поскольку они регулируют специальные отраслевые отношения.


Это, с нашей точки зрения, является дополнительным подтверждением того, что при условии и после вступления в силу Закона о портах отпадут надлежащие правовые основания для применения в портах аккордных ставок, предусмотренных Сборником тарифов, поскольку такое применение будет противоречить нормам Закона о портах как специального Закона, регулирующего отношения в портовой отрасли. Единственным вариантом сохранения законного государственного регулирования тарифов на стивидорные услуги после вступления в силу Закона о портах, с нашей точки зрения, является утверждение Кабинетом Министров перечня специализированных портовых услуг, которые предоставляются в портах субъектами естественных монополий, и включение стивидорных услуг в указанный перечень.


В свете вышеизложенного считаем необходимым отметить, что с декабря 2012 г. на сайте Министерства [http://www.mtu.gov.ua/uk/alias_50/30862.html] размещен проект Постановления Кабинета Министров об утверждении перечня специализированных услуг, предоставляемых в морском порту субъектами естественных монополий, которые подлежат государственному регулированию. Однако в  соответствии с указанным проектом в такой перечень включены исключительно следующие услуги: обеспечение лоцманской проводки, регулирование движения судов, обеспечение проведения ледокольных работ (стивидорные услуги в указанный перечень не включены).

 

Возвращаясь к вопросу оплаты за использование причалов, следует отметить, что рассматриваемый Проект предусматривает, что в случае отмены аккордных ставок базой для расчета платежей за использование причалов будет являться стоимость комплекса погрузо-разгрузочных работ, определяемая на основании свободных тарифов.

Вместе с тем, мы полагаем, что даже в этом случае правомерность взимания платы за использование причалов на основании приказа Министерства будет вызывать определенные сомнения.

Дело в том, что согласно статье 5 Закона о ценообразовании, государственные регулируемые цены устанавливаются:

 

- либо на основании прямого решения Кабинета Министров;

- либо на основании решения соответствующего органа центральной исполнительной власти, полномочия которого на установление таких цен в отношении строго определенного перечня товаров / работ / услуг утверждены Кабинетом Министров.

 

На основании и во исполнение вышеуказанных полномочий, Постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.1996 г. № 1548 Министерство уполномочено устанавливать (по согласованию с Минэкономразвития), среди прочего, государственные регулируемые цены (тарифы) в отношении платежей за использование речных портовых гидротехнических сооружений.

Однако полномочия Министерства устанавливать плату за использование морских гидротехнических сооружений (в том числе, причалов) указанным Постановлением не предусмотрены.

 

В этой связи, с нашей точки зрения, для того, чтобы взимание платежей за использование причалов морских портов на основании приказа Министерства носило полностью правомерный характер, требуется внесение соответствующих изменений в вышеуказанное Постановление Кабинета Министров № 1548. 

 

 

03.06.2013