Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Разъяснения ФСС по ВУТ относительно вступления в силу Закона о едином социальном взносе

В связи со вступлением в силу с 1 января 2011 года Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 8.07.2010 г. № 2464-VI (далее – «Закон») Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности (далее – «Фонд») предоставлено разъяснение[1] по отдельным вопросам применения Закона.

Прежде всего отметим, что Законом предусмотрено создание Пенсионным фондом Украины Государственного реестра общеобязательного государственного социального страхования (далее – «Реестр») на базе своего реестра для общего пользования всеми фондами социального страхования, а также для обмена информацией между фондами. Кроме того, органами Пенсионного фонда с 1 января 2011 года также осуществляется взятие на учет (снятие с учета) страховщиков в соответствии со ст. 5 Закона и Порядком взятия на учет и снятие с учета в органах Пенсионного фонда Украины плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование[2].

Учитывая вышеуказанное, Фонд разъясняет страховщикам отдельные вопросы по видам и порядку предоставления материального обеспечения и социальных услуг, предоставляемые Фондом.

 

           Выплаты помощи по временной нетрудоспособности, беременности и родах, на погребение.

Для выплаты данной помощи, если она начислена страховщиком после 1 января 2011 года (начисленная сумма помощи не отражена в годовом отчете по форме Ф4-ФСС по ВУТ), страховщиком должно подаваться заявление-расчет по форме, утвержденной постановлением правления Фонда[3], для его финансирования рабочим органом отделения Фонда.

Для получения средств по таким заявлениям страховщикам необходимо открыть отдельный счет в банке, руководствуясь разъяснениями в Письме НБУ «Об открытии страховщиками-работодателями отдельных текущих счетов» от 14.12.2010 г. № 25-111/2972-22535. Страховщикам - бюджетным учреждениям отдельный счет необходимо открыть в соответствующем органе Государственного казначейства Украины, руководствуясь разъяснениями в Письме от 30.12.2010 г. № 17-04/3353-24549.

 

Далее, получив на свой счет средства от органа Фонда, страховщик обязан выплатить помощь по временной нетрудоспособности, беременности и родах застрахованному лицу не позже ближайшего дня, установленного для выплаты зарплаты, а помощь на погребение – не позже следующего рабочего дня после получения страховых средств от Фонда. Однако, если сумма полученных от Фонда средств превышает фактические расходы на предоставление материальной помощи в указанные сроки, в таком случае неиспользованные страховые средства должны быть возвращены Фонду в течение 3 дней. При этом Фондом отмечается исключительно целевое использование полученных от него средств.

 

Порядок финансирования

Финансирование страховщика на отдельный счет должно осуществляться в течение 10 рабочих дней со дня предоставления надлежащим образом оформленного заявления-расчета. Для исполнения этого заявления по форме, приведенной в приложении к Постановлению правления Фонда № 26 (первая таблица), должны быть оперативно направлены от рабочего органа Фонда в исполнительную дирекцию отделения Фонда (как правило, до конца дня, когда получены заявления от страховщиков). Не позже, чем на следующий день обобщенное заявление отделения Фонда должно быть направлено в электронном виде в Исполнительную дирекцию Фонда.

 

Считаем необходимым отметить, что с 2011 года прекращается доведение до страховщиков с численностью работников более 300 лиц смет по средствам Фонда. Это связано с отсутствием контроля со стороны органов Фонда за начислением страховщиками единого взноса, т.е. доходной части бюджета Фонда, в результате чего невозможно достоверно спрогнозировать ожидаемые расходы отдельных страховщиков.

Вместе с тем, в случае заключения Исполнительной дирекцией Фонда договоров с санаторно-курортными учреждениями относительно предоставления соответствующих услуг застрахованным лицам и членам их семей:

- страховщикам с численностью более 300 работников должен быть предоставлен план распределения путевок согласно п.2.7 Порядка получения застрахованными лицами и членами их семей санаторно-курортного лечения, которое оплачивается за счет средств Фонда[4];

- для страховщиков с количеством до 300 работников, физических лиц-предпринимателей и физических лиц, застрахованных на добровольной основе, составляется сводный план распределения путевок и утверждается приказом директора рабочего органа отделения Фонда.

 

Стоит также отметить, что, в соответствии с положениями Налогового кодекса Украины и Закона, физические лица-предприниматели, избравшие упрощенную систему налогообложения, имеют право на материальное обеспечение и социальные услуги, предоставляемые за счет средств Фонда, лишь в случае уплаты единого взноса (в том числе отчислений на общеобязательное государственное социальное страхование в связи с временной утратой трудоспособности) на добровольной основе.

 

Постановление правления Фонда от 22.12.2010 г. № 26, которым утверждена форма заявления-расчета для выплаты Фондом социальной помощи вступило в силу 4 февраля 2011 года. С полным текстом Постановления можно ознакомиться на сайте Лига Закон:

http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1/RE18849.html

 

С дополнительными разъяснениями Фонда по вопросам, связанными со вступлением в силу Закона, Вы сможете подробней ознакомиться  на сайте:

http://www.profiwins.com.ua/ru/letters-and-orders/fss/1512-01.html



[1] Письмо Исполнительной дирекции Фонда от 13.01.2011 г. № 01-16-45.

[2] Утвержден Постановлением Правления Пенсионного фонда Украины от 27.09.2010 г. № 21-6.

[3] Постановление правления Фонда от 22.12.2010 г. № 26.

[4] Порядок утвержден постановлением правления Фонда от 25.02.2009 г. № 12 (с изменениями и дополнениями).