Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Новый порядок приостановления финансовых операций

Настоящим сообщаем Вам, что Государственный комитет финансового мониторинга Украины (далее – «Комитет») приказом от 28.09.2010г. № 172 утвердил Порядок принятия Государственным комитетом финансового мониторинга Украины решения о прекращении финансовых операций (далее – «Новый Порядок»), призванный заменить действующий ныне Порядок принятия Государственным комитетом финансового мониторинга Украины решения о дальнейшем приостановлении проведения финансовой операции, если ее участником или выгодополучателем по ней является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности (далее – «Действующий Порядок»), утвержденный приказом Комитета 19.04.2006г. № 74.

Новый Порядок на сегодняшний день в силу еще не вступил, но, принимая во внимание, что в соответствии с п. 4 утвердившего его приказа, он должен вступить в силу со дня его опубликования, а также тот факт, что Новый порядок уже зарегистрирован Министерством юстиции Украины (15.11.2010г., номер регистрации 1111/18406), мы сочли целесообразным ознакомить Вас с его положениями уже сейчас.

Напомним, обсуждаемый порядок (при чем как Действующий Порядок, так и новый) предусматривает действия Комитета в случае получения им сообщения от субъекта первичного мониторинга о том, что операция, инициированная одним из клиентов, подпадает под критерии внутреннего или обязательного мониторинга, либо стороной или выгодоприобретателем такой операции является лицо, включенное в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности.

Действующий Порядок предполагал, что субъект первичного финансового мониторинга предоставляет Комитету информацию о финансовой операции, участником или выгодоприобретателем которой является субъект, включенный в перечень лиц, связанных с осуществлением террористической деятельности, с уведомлением о приостановлении такой операции на срок до двух рабочих дней. Комитет изучал данную информацию и в течение отведенных для этого двух дней выносил решение о дальнейшем приостановлении такой операции на срок до пяти рабочих дней и передаче материалов в правоохранительные органы или о нецелесообразности дальнейшего приостановления проведения операции.

Новый Порядок предполагает возможность принятия Комитетом следующих решений:

  1. о приостановлении/возобновлении проведения или обеспечения мониторинга финансовой операции соответствующего лица (применяется для исполнения запроса уполномоченного органа иностранного государства): такие поручения рассматриваются Комитетом в неотложном порядке и направляются субъектам в течение дня с момента подписания (касается как поручений о приостановлении, так и поручений о возобновлении). При этом срок, на который приостанавливаются операции, определяется в соответствии с полученным запросом. Если к моменту получения поручения Комитета операция уже проведена, субъект первичного мониторинга обязан обеспечить ее внутренний мониторинг.

  2. о дальнейшем приостановлении финансовой операции: применяется по итогам рассмотрения сообщения субъекта первичного мониторинга о приостановлении операции на 2 (два) рабочих дня в случае обнаружения оснований для такого дальнейшего приостановления и предполагает передачу Комитетом документов и информации правоохранительным органам. Срок такого приостановления составляет 5 (пять) рабочих дней.

  3. о приостановлении операций по счетам: применяется по итогам рассмотрения сообщения субъекта первичного мониторинга о приостановлении операции на 2 (два) рабочих дня в случае обнаружения оснований. Надо заметить, что останавливаются исключительно расходные операции, приходные продолжают проводиться, при этом субъект первичного мониторинга обязан сообщать Комитету обо всех проведенных приходных операциях и всех инициированных расходных операциях в тот же день. Срок такого приостановления операций определяется Комитетом, но не может превышать 5 (пять) рабочих дней.

  4. об отмене своего решения относительно остановки расходных операций или продлении срока приостановления: данное решение принимается по результатам сбора и изучения дополнительной информации, осуществляемого после принятия решений (2) и (3), как указано выше. В случае, если Комитет обнаруживает, что подозрения подтвердились, он направляет обобщенные материалы в правоохранительные органы и принимает решение о продлении срока приостановления финансовой операции на срок 7 (семь) рабочих дней со дня направления таких документов (при этом общий срок приостановления финансовой операции не может превышать 14 рабочих дней). В случае, если по итогам сбора и изучения дополнительной информации подозрения не подтвердились, Комитет обязан немедленно отменить решение о приостановлении расходных операций, о чем уведомить субъекта первичного мониторинга.


Таким образом, как можно видеть, новый Порядок содержит несколько новел. Их возникновение связано, прежде всего, с тем, что, как известно, 18.05.2010г. были приняты изменения в Закон Украины «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма» (далее – «Закон»), вступившие в силу с 21.08.2010г., в результате которых вышеуказанный закон был изложен в новой редакции, вследствие чего Действующий Порядок перестал отвечать положениям упомянутого закона.

 

При этом также хотели бы напомнить Вам, что в соответствии с новой редакцией Закона, к субъектам первичного финансового мониторинга теперь относятся:

  1. банки, страховщики (перестраховщики), кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;

  2. платежные организации, члены платежных систем, эквайринговые и клиринговые учреждения;

  3. товарные, фондовые и другие биржи;

  4. профессиональные участники рынка ценных бумаг;

  5. компании управления активами;

  6. операторы почтовой связи, другие учреждения, осуществляющие финансовые операции по переводу средств;

  7. филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющие финансовые услуги на территории Украины;

  8. специально определенные субъекты первичного финансового мониторинга:

    1. субъекты предпринимательской деятельности, предоставляющие посреднические услуги при осуществлении операций купли-продажи недвижимого имущества;

    2. субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них, если сумма финансовой операции равна или превышает сумму в 150 000,00 гривен;

    3. субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и азартные игры, в том числе казино, электронное (виртуальное) казино;

    4. нотариусы, адвокаты, аудиторы, аудиторские фирмы, физические лица - предприниматели, предоставляющие услуги бухгалтерского учета, субъекты хозяйствования, предоставляющие юридические услуги (за исключением лиц, которые предоставляют услуги в рамках трудовых правоотношений) в случаях, предусмотренных Законом;

    5. физические лица - предприниматели и юридические лица, осуществляющие финансовые операции с товарами (выполняющие работы, предоставляющие услуги) за наличные, при условии, что сумма такой финансовой операции равна или превышает сумму в 150 000,00 гривен (для лиц, осуществляющих азартные игры – 13 000,00 гривен), в случаях, предусмотренных Законом;

  9. другие юридические лица, которые за своим правовым статусом не являются финансовым.

 

Обязательному внешнему мониторингу подлежат (ст. 15 Закона): финансовые операции, которые осуществляются на сумму, равную или превышающую 150 000,00 гривен (для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры – 13 000,00 гривен) или эквивалентную сумму в иностранной валюте, и соответствуют хотя бы одному из следующих признаков:

  1. перевод денежных средств на анонимный (номерной) счет за границу и поступление денежных средств с анонимного (номерного) счета из-за границы, а также перевод средств на счет, открытый в финансовом учреждении в стране, включенной Кабинетом Министров Украины в перечень офшорных зон;

  2. купля-продажа чеков, дорожных чеков или других подобных платежных средств за наличные;

  3. зачисление или перевод средств, предоставления или получения кредита (займа), проведение других финансовых операций в случае, если хотя бы одна из сторон – участников финансовой операции является физическим или юридическим лицом, которое имеет соответствующую регистрацию, место жительства или местонахождения в стране (на территории), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или одной из сторон является лицо, имеющее счет в банке, зарегистрированном в такой стране (Перечень таких стран (территорий) определяется в соответствии с порядком, установленным Кабинетом Министров Украины и утверждается Комитетом);

  4. зачисление на счет средств в наличной форме с их последующим переводом в течение того же или следующего операционного дня другому лицу;

  5. зачисление средств на текущий счет юридического или физического лица – предпринимателя или списание средств с текущего счета юридического или физического лица – предпринимателя, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня регистрации, или зачисления средств на текущий счет или списание наличности с текущего счета юридического или физического лица – предпринимателя в случае, если операции по такому счету не осуществлялись со дня его открытия;

  6. перевод лицом средств за границу при отсутствии внешнеэкономического договора (контракта);

  7. обмен банкнот, особенно иностранной валюты, на банкноты другого номинала;

  8. осуществление финансовых операций с ценными бумагами на предъявителя, не депонируемыми в депозитарных учреждениях;

  9. проведение финансовых операций с векселями с бланковым индоссаментом или индоссаментом на предъявителя;

  10. осуществление расчета по финансовой операции в наличной форме (данный критерий не применяется банками);

  11. проведение финансовых операций по сделкам, форма расчетов по которым не определена (данный критерий не применяется банками);

  12. получение (уплата, перевод) страхового (перестраховочного) платежа (страхового взноса, страховой премии);

  13. проведение страховой выплаты или страхового возмещения;

  14. выплата (передача) лицу выигрыша в лотерею, приобретение фишек, жетонов, внесение иным способом платы за право участия в азартной игре, выплата (передача) выигрыша субъектом хозяйствования, проводящим азартные игры;

  15. осуществление расчетов по внешнеэкономическому контракту, который не предусматривает фактической поставки на таможенную территорию Украины товаров, работ и услуг;

  16. предоставление кредитных средств лицу, которое является членом небанковского кредитного учреждения, несколько раз в течение одного дня, при условии, что общая сумма финансовых операций равна или превышает 150 000,00 гривен (для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры – 13 000,00 гривен) или эквивалентную сумму в иностранной валюте (данный критерий не применяется банками).

 

Внутреннему финансовому мониторингу подлежат финансовые операции, имеющие один или больше признаков, приведенных ниже, либо содержат другие риски:

  1. запутанный или необычный характер финансовой операции или совокупности связанных между собой финансовых операций, которые не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

  2. несоответствие финансовой операции характеру и содержанию деятельности клиента;

  3. выявление фактов неоднократного проведения финансовых операций, характер которых дает основания считать, что целью их осуществления является избежание процедур обязательного финансового мониторинга или идентификации, предусмотренных Законом (в частности две или более финансовые операции, которые проводятся клиентом в течение одного рабочего дня с одним лицом и могут быть связаны между собой, при условии, что их общая сумма равна или превышает 150 000,00 гривен (для субъектов хозяйствования, проводящих азартные игры – 13 000,00 гривен) или эквивалентную сумму в иностранной валюте).

При этом в случае, если у субъекта первичного финансового мониторинга возникают основания считать, что финансовая операция связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, внутренний финансовый мониторинг проводится также относительно других финансовых операций, в уточнении которых возникла необходимость.