Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Отмена свидетельств о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей

Сообщаем, что 7 апреля 2011 года Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении отмены свидетельства о государственной регистрации юридического лица и физического лица-предпринимателя» (далее – Закон). Принятием Закона, Верховная Рада Украины закрепила использование Выписки из Единого государственного реестра (далее – Выписка) вместо Свидетельства о государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей (далее – Свидетельство).

 

Напомним, что получение Выписки было возможным и до принятия Закона. Так, в соответствии со статьей 22 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц предпринимателей», под Выпиской понимается документ:

 

1.       установленного образца, выдаваемый по запросу юридического лица и физического лица-предпринимателя;

 

2.       содержащий следующую информацию:

 

  • наименование юридического лица или имя физического лица-предпринимателя;
  • идентификационный код юридического лица или идентификационный номер физического лица-предпринимателя;
  • местонахождение юридического лица или место проживания физического лица-предпринимателя;
  • фамилии, имена, отчества лиц, имеющих право осуществлять юридические действия от имени юридического лица или от имени физического лица-предпринимателя без доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные кода;
  • наличие ограничений в отношении представительства от имени юридического лица или физического лица-предпринимателя;
  • дату и номер записи в Единый государственный реестр Украины (далее – ЕГР).
  • дату выдачи;

 

3.       подписываемый и заверяемый печатью государственного регистратора.

 

Принятие Закона, дополнительно, закрепляет порядок обязательной выдачи Выписки государственным регистратором, в случае внесения в ЕГР записи об изменении сведений, о юридическом лице или физическом лице-предпринимателе, которые указываются в Выписке. Дополнительно Законом устанавливается, что плата за получение Выписки в вышеуказанном случае не осуществляется. В остальных случаях, размер платы за получение Выписки составляет одни необлагаемый налогом минимум доходов граждан – 17 гривен.

 

Вышеуказанные нововведения, по нашему мнению носят неоднозначный характер. Законом, дополнительно предусматривается внесение изменений в группу нормативно правовых актов, содержащих прямое указание на Свидетельство, как часть необходимого пакета документов при осуществлении определенного рода действий. Изменения, внесенные Законом, предусматривают подачу вместо простой копии свидетельства или нотариальной копии свидетельства, подачу Выписки. Так, субъект хозяйственной деятельности лишается возможности использования Свидетельства для снятия и последующего использования копий. Вместо этого, субъект хозяйственной деятельности, обязан получить выписку и использовать её один раз. Фактически, принятие Закона закрепляет новые временные и финансовые расходы в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 

Отметим, что Закон также содержит требования к Кабинету Министров Украины (далее – КМУ) привести свои акты в соответствие с Законом. Приведение нормативных актов Министерств, а также Национального банка Украины (далее – НБУ) в соответствие с Законом, также, является крайне необходимым. Открытым остается вопрос, какую позицию займут КМУ, Министерства и НБУ во время осуществления требуемых процедур – будет ли также необходимым подача Выписки или будет достаточно лишь её предъявления, что позволит её многократное использование.

 

Многократность использования Выписки имеет предпосылки в самом Законе. Так, отменяется тридцатидневный срок действия Выписки с момента её получения. Однако отметим, что по нашему мнению, государственные органы, Министерства, нотариусы могут занять позицию, согласно которой будут требовать предоставления Выписки с максимально ближайшей датой получения, что вызовет необходимость её многократного получения.

 

Отдельное внимание следует уделить тому, что Закон вступает в силу на общих основаниях, то есть в ближайшее время, а приведения различных подзаконных актов в соответствие с ним может занять большой промежуток времени. Возникающее несоответствие, может стать препятствием на пути осуществления действий, которые предусматривают предоставление Свидетельства.

 

Отметим, что Законом не предусматривается положений, согласно которым, субъекты хозяйственной деятельности, имеющие Свидетельство должны осуществить какие-либо действия по их сдаче или уничтожению. Предполагается, что субъекты хозяйствования самостоятельно обратятся за получением Выписки после вступления Закона в силу, в случае возникновения такой необходимости.

 

Особого внимания, заслуживает положение законодательства, закрепляющее, что выписка не выдается в случае:

 

  • отсутствие юридического лица по его местонахождению;
  • отсутствие подтверждение ведомостей о юридическом лице.

 

Данное положение, также должно быть учтено субъектами хозяйственной деятельности. Напомним, что подтверждение ведомостей о юридическом лице осуществляется ежегодно в течение месяца, с даты государственной регистрации. Дополнительно напоминаем, что для получения Выписки уполномоченным лицом, обязательным является предоставление доверенности.