Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Правительство утвердило Порядок регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, который должен вступить в силу с января 2012 года

Кабинет Министров Украины, своим постановлением № 703 от 22 июня 2011 года утвердил Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений (далее – «Порядок»). Также указанным постановлением утвержден Порядок предоставления выписок из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Порядок определяет процедуру проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество, устанавливает перечень документов, необходимых для проведения регистрации и утвержден во исполнение требования ст. 15 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений». Следует отметить, что указанный Закон в настоящее время не действует в Украине, несмотря на то, что принят еще в 2004 году. Это связано с тем, что уполномоченными органами не созданы необходимые реестры. Для регистрации прав на недвижимость в настоящее время БТИ применяют Временный порядок регистрации № 7/5.

Государственная регистрация прав на недвижимость, а также обременений осуществляется Укргосреестром (как органом регистрации) или структурными подразделениями территориальных органов Министерства юстиции Украины на местах, которые выполняют функции Укргосреестра.

Госрегистрация прав на недвижимость осуществляется в срок, который не может превышать 14 дней с момента принятия заявления о регистрации.

Для целей проведения регистрации, заявитель должен подать органу регистрации заявление (форма такого заявления должна быть утверждена Минюстом). На каждый объект недвижимости должно быть подано отдельное заявление. Заявление регистрируется уполномоченным органом, по результатам чего заявителю выдается карточка регистрации.

Одновременно с подачей заявления, госрегистратору подаются все документы, необходимые для регистрации прав на недвижимое имущество, документ об оплате государственной пошлины и документ, подтверждающий внесение платы за выдачу выписки из Государственного реестра прав.

Порядок определяет, что регистрация обременений недвижимости осуществляется без очереди по отношению к регистрации права собственности.

В случае, если госрегистратор имеет замечания к поданной документации, он приостанавливает процедуру регистрации и заявитель имеет 5 рабочих дней на устранение недостатков и подачу документов заново. В случае, если в указанный срок замечания не устранены, регистратор отказывает в регистрации прав.

Порядок определяет, что для проведения государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на имущество, необходима подача документов, подтверждающих возникновение, переход или прекращение прав. К таким документам относятся:

  • заключенный в надлежащем порядке договор, относительно недвижимого имущества или его дубликат;

  • свидетельство о праве собственности на долю в совместном имуществе;

  • свидетельство о праве на наследство;

  • свидетельство о приобретении имущества с торгов;

  • свидетельство о праве собственности на недвижимость, выданное регистратором, органом приватизации, органом местного самоуправления;

  • решение о закреплении имущества на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;

  • государственный акт на право собственности на земельный участок или на право постоянного пользования участком (также требуется кадастровый план участка);

  • решение суда или определение суда об утверждении мирового соглашения;

  • закон или завещание, которым установлен сервитут на недвижимое имущество;

  • решение о возвращении имущества религиозной организации;

  • решение собственника о передаче объекта из государственной собственности в коммунальную собственность или наоборот или из частной в государственную и коммунальную собственность.

Также для регистрации права собственности на жилой дом, квартиру и нежилое помещение заявитель должен подать документ, содержащий техническую характеристику объекта (по результатам проведения технической инвентаризации). Речь в данном случае идет о техническом паспорте на объект.

Порядком предусмотрено, что государственная регистрация обременений вещных прав на недвижимое имущество осуществляется на основании поданных заявителем документов:

  • решения суда;

  • решения органа досудебного следствия;

  • решения государственного исполнителя;

  • документа с отметкой нотариуса о наложении запрета отчуждения имущества;

  • решения органа местного самоуправления об отнесении имущества к объектам устаревшего жилого фонда;

  • договор, которым устанавливается обременение;

  • закона, который устанавливает запрет пользования и/или распоряжения имуществом;

  • иных актов органов власти и должностных лиц в соответствии с законом.

 

Также Порядок регулирует вопросы государственной регистрации права собственности на объект незавершенного строительства и бесхозные объекты.

Так, государственная регистрация права собственности на объект незавершенного строительства (ОНС) проводится в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество, право собственности на которое заявлено впервые, с учетом следующих особенностей.

Условием регистрации права на ОНС является государственная регистрация за заинтересованным лицом вещного права на земельный участок, на котором расположен такой объект. При этом, заинтересованным лицом в данном случае может выступать лицо, которое осуществляет строительство объекта.

Для целей проведения государственной регистрации права собственности на ОНС, регистратору должны быть поданы следующие документы:

  • документ, подтверждающий вещное право на земельный участок;

  • документ, предоставляющий право на выполнение строительных работ (разрешение на строительство, строительная декларация, строительный паспорт и пр.);

  • документ, содержащий технические характеристики ОНЗ;

  • документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя.

Регистрация бесхозного имущества осуществляется по инициативе органа местного самоуправления, который должен подать регистратору заявление установленной формы.

Как и в других случаях, по результатам рассмотрения заявления о регистрации прав на бесхозное имущество, орган регистрации может принять решение о взятии на учет объекта или об отказе в осуществлении такого действия. Соответствующие данные вносятся в Государственный реестр прав.

 

Одновременно с Порядком, указанным постановлением Кабмина № 703 утвержден новый порядок предоставления выписок из Государственного реестра прав на недвижимое имущество. В соответствии с его условиями, выписки из реестра предоставляются госрегистраторами прав Укргосреестра или территориальных органов Министерства юстиции Украины заявителю или уполномоченному им лицу с использованием бланков единого образца.

Заинтересованное (собственник, наследник, правопреемник, обременитель имущества) лицо подает госрегистратору заявление о выдаче выписки из реестра, которое должно быть зарегистрировано органом. Одновременно с подачей заявления, заинтересованное лицо должно предоставить документ, подтверждающий личность и документ, подтверждающий внесение платы за выдачу выписки. Срок выдачи выписки или принятия решения об отказе в его выдаче составляет 2 дня с момента принятия заявления от заинтересованного лица.

Предоставление выписки является платной услугой и размер платы должен устанавливаться Кабинетом Министров.

 

Следует отметить, что Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, а также Порядок предоставления выписок из Государственного реестра прав на недвижимое имущество, должны вступить в силу с 1 января 2012 года (то есть через пол года). По заявлениям разработчиков, к этому времени в Украине планируется ввести в действие соответствующие реестры и Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» также станет действующим.