Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Изменение перечня документов необходимых для заключения договора аренды недвижимого госимущества

Настоящим сообщаем, что 30.03.2012 года Фондом государственного имущества Украины (далее – “Фонд”) был принят Приказ № 421 (далее – «Приказ»)1, которым внесены изменения в Перечень документов, которые подаются арендатором для заключения договора аренды государственного имущества, утвержденный приказом Фонда №2975 от 14.11.2005 года.

 

Приказом уменьшен перечень документов, которые необходимо подать в Фонд физическим или юридическим лицам, желающим заключить договор аренды недвижимого госимущества в соответствии со ст. 9 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (далее – «Закон об аренде»).

 

Согласно Приказу, теперь для заключения договора аренды государственного недвижимого имущества, не нужно подавать Отчет о независимой оценке недвижимого имущества (далее – «Отчет»), а также Вывод о стоимости объекта аренды (далее – «Вывод»). Таким образом, указанные документы необходимо подавать только при заключении договора аренды другого отдельного индивидуально определенного имущества, которые пребывает на балансе предприятия (учреждения, организации), хозяйственного общества (например, любое движимое госимущество).

 

Кроме того, Приказом исключается из перечня документов, независимо от объекта аренды, Отчет о независимой оценке основных средств, нематериальных активов и оборотных материальных средств, который ранее подавался для аренды целостного имущественного комплекса.

 

Однако следует отметить, что статья 11 Закона об аренде по-прежнему содержит требование о необходимости проведения оценки арендуемого имущества перед заключением самого договора аренды. Очевидно, что отмена требования подавать Отчет и Вывод в Фонд вовсе не означает, что впредь перед заключением договора аренды оценка не должна проводиться, ведь её конечной целью является определение размера арендной платы за базовый месяц, что является существенным условием любого договора аренды.

 

Как известно, на сегодняшний день оценкой недвижимого госимущества при заключении договора аренды занимаются субъекты оценочной деятельности (оценщики) на основании соответствующих свидетельств. При этом потенциальный арендатор самостоятельно выбирает оценщика.

 

Напомним, что после подготовки Отчета и Вывода, эти документы передаются арендатором в Отдел оценки соответствующего регионального отделения Фонда для ее утверждения и подготовки рецензии в соответствии с Методикой оценки объектов аренды, утвержденной постановлением КМУ от 10.08.1995 года №629.

 

На первый взгляд, целью принятия Приказа является передача фуекций оценкисамому Фонду. Однако, в таком случае оценка будет проводиться стороной по договору (арендодателем), что само по себе исключает объективность и независимость оценки.

 

По словам нашего источника в Фонде, Приказ принят во исполнение положений ст. 5 Закона Украины «О Фонде государственного имущества Украины», которым установлены полномочия Фонда относительно проведения оценки недвижимого госимущества (в сфере аренды госимущества), а также осуществления профессиональной оценочной деятельности в процессе аренды госимущества (в сфере оценки госимущества)2. Это же указано и в преамбуле Приказа.

 

Также в Фонде сообщили, что в связи с принятием Приказа планируется внедрить систему определения субъекта оценочной деятельности на конкурсной основе, однако Порядок проведения конкурса пока не утвержден. На сегодня Фонд массово рассылает письма всем арендаторам, срок аренды у которых истекает, с предложением временно не заказывать оценку у независимых оценщиков.

 

1 С полным текстом документа можно ознакомиться здесь: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/z0574-12

2 пп. 4) и 5), ч. 1, ст. 5 Закона Украины «О Фонде государственного имущества Украины»