Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Изъятие земли для общественных нужд

Парламент Украины рассматривает вопрос о законодательном установлении процедуры изъятия для общественных нужд земли, переданной в пользование гражданам или юридическим лицам.

 

Указанная инициатива направлена на урегулирование вопроса изъятия участка из пользования (то есть аренды или постоянного пользования) лица. Процедура изъятия для общественных нужд участка, находящегося в собственности лица, уже урегулирована законодателем в Законе Украины «Об отчуждении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, размещенных на них, которые находятся в частной собственности, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости».

 

Верховная Рада Украины утвердила в первом чтении проект Закона № 9557 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно прекращения права пользования земельными участками при отводе их для общественных нужд)» (далее – «Проект»).

 

Проектом, разработанным депутатами правящего парламентского большинства, предлагается внести изменение в Закон Украины «Об аренде земли», дополнив его статьей 32-1, которая предусматривала бы описание процедуры расторжения договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности в случае необходимости отвода такого участка для общественных нужд.

В случае утверждения Проекта, изъятие участка из пользования будет возможно для следующих общественных нужд:

 

  • обеспечение национальной безопасности и обороны;

  • строительство, капитальный ремонт, реконструкция и обслуживание линейных объектов и объектов транспортной и энергетической инфраструктуры (дорог, мостов, эстакад, нефте-, газо- и водопроводов, линий электропередачи, связи, аэропортов, нефтяных и газовых терминалов, электростанций) и объектов необходимых для их эксплуатации;

  • размещение иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, представительств международных организаций в Украине в соответствии с международными договорами Украины, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины;

  • размещение и обслуживание объектов, связанных с добычей полезных ископаемых;

  • строительство защитных гидротехнических сооружений;

  • строительство и обслуживание нефтяных и газовых вышек и производственных сооружений, необходимых для их эксплуатации, сооружений для подземного хранения нефти, газа и иных веществ и материалов, захоронения вредных веществ и отходов производства;

  • создание городских парков, строительство дошкольных учебных заведений, площадок отдыха, стадионов и кладбищ;

  • размещение объектов природно-заповедного фонда.

 

Расторжение существующего договора аренды земельного участка по такому основанию возможно только в случае, если объекты, которые предполагается разместить на земельном участке, невозможно разместить на другом участке или если их размещение на другом участке станет причиной негативных экологических последствий.

 

Решение об изъятии земельного участка принимается соответствующим органом власти (исполнительной власти или местного самоуправления, в соответствии с их полномочиями относительно распоряжения землей). При этом, требование об изъятии может быть предъявлено как органами власти, так и юридическими лицами, которым участок будет передан после расторжения договора аренды (указанная норма косвенно предполагает, что участок может быть изъят только в пользу государства или юридического лица).

 

Расторжение договора аренды должно осуществляться в порядке переговоров между собственником и заинтересованными сторонами. Однако в случае, если согласие не будет достигнуто – спор должен быть решен в судебном порядке.

 

Изъятие земельного участка осуществляется с выплатой пользователю т.н. «выкупной цены», которая включает в себя стоимость строений, многолетних насаждений, размещенных на участке, а также убытки, которые будут причинены пользователю в связи с прекращением его обязательств перед третьими лицами и упущенная выгода. Размер выкупной цены должен быть утвержден решение органа власти, который осуществляет выкуп участка, или установлен решением суда.

 

Проектом предлагается установить финансовое участие лиц, инициировавших отчуждение земельного участка для общественных нужд. В настоящее время, законодательством установлено что финансирование изъятия земельных участков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В случае, если Проект будет принят в целом в предложенной редакции и вступит в силу, юридические лица, которые инициируют изъятие земельного участка из пользования третьего лица для размещения соответствующего объекта или иных общественных нужд, будут должны финансировать соответствующие мероприятия.

 

По инициативе соответствующего органа или юридического лица, а также при наличии целесообразности, может быть осуществлено изъятие не всего земельного участка, а только его части. В этом случае, основанием для выделения части земельного участка в отдельный участок и разработки соответствующей технической документации, является нотариально удостоверенное согласие собственника на раздел участка (в случае выкупа части участка для общественных нужд) или соответствующее решение суда (в случае принудительного отчуждения части участка по мотивам общественной необходимости).

 

Предполагается, что право аренды земельного участка будет считаться прекращенным с момента перехода к государству или территориальной громаде права собственности на земельный участок.

 

Проект Закона принят Парламентом в первом чтении. Обращаем внимание на то, что в процессе подготовки Проекта к рассмотрению были высказаны существенны замечания к предлагаемым нововведениям. Так, заключение Главного научно-экспертного управления Верховной Рады Украины отмечает несогласованность норм Проекта с действующим законодательством. Кроме того, Управление выступает против того, что бы в процесс оценки вмешивались лица, инициировавшие изъятие земельного участка. По результатам анализа Проекта, Управление рекомендовало направить его на доработку без рассмотрения Парламентом.

 

Дальнейшее продвижение Проекта предполагает внесение возможных правок и предложений парламентариев и голосование за него во втором чтении и в целом. Сроки возможного принятия Проекта в настоящее время не известны и их сложно предугадать – это зависит от того, когда Проект будет вынесен на второе чтение (есть законопроекты, которые рассматриваются за две-три недели, а есть такие, которые лежат в Парламенте несколько лет).