Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Проекты законодательства в сфере АПК

I. Введение института аграрных расписок

 

06.09.2012 г. Верховная Рада Украины приняла за основу проект Закона Украины № 9610 «Об аграрных расписках». Так, законопроектом предполагается создание в Украине института аграрных расписок.

 

По мнению законодателя, введение данного института предоставит возможность сельхозпроизводителям (в особенности малым и средним) получить альтернативный доступ к финансированию, что особенно актуально в свете сложившихся тяжелых условий доступа таких сельскохозяйственных производителей к кредитным ресурсам, предоставляемых банковским сектором.

 

Согласно законопроекту, аграрная расписка – это товарораспорядительный документ, который фиксирует безусловное обязательство должника, которое обеспечивается залогом, осуществить поставку сельскохозяйственной продукции или оплатить денежные средства на определенных в нем условиях. Предполагается обращение аграрных расписок двух типов:

  • товарные (предмет обязательства – обязательство осуществить поставку согласованной сельскохозяйственной продукции, качество, количество, место и срок поставки которой детализируется в аграрной расписке), и

  • финансовые (предмет обязательства – обязательство оплатить денежную сумму, размер которой определяется по согласованной должником и кредитором формулой, с учетом цен на сельскохозяйственную продукцию или на живой скот определенного количества и качества).

 

Залогом по расписке может выступать исключительно будущий урожай сельхозкультур либо скот, однако законопроектом разрешается обеспечения аграрной расписки любыми иными, не запрещенными действующим законодательством, способами обеспечения обязательств (например, поручительством).

 

С целью наибольших гарантий кредитора законопроектом устанавливается уголовная ответственность должника за уклонение от надлежащего исполнения обязательств по аграрной расписке, установление ответственности должника вне зависимости от его вины или обстоятельств непреодолимой силы, упрощенный и ускоренный порядок принудительного исполнения по аграрным распискам и т.п.

 

II. Создание Государственного земельного банка

 

06.09.2012 г. Верховная Рада Украины приняла проект Закона Украины №10443 «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины касательно разграничения земель государственной и коммунальной собственности». Одним из пунктов законопроекта, было принято решение внести изменения в ст. 122 Земельного кодекса Украины, а именно наделить Кабинет Министров Украины полномочиями передать земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в собственности государства, в уставной капитал государственного земельного банка, который стопроцентно принадлежит государству и не подлежит приватизации. Таким образом, сделан фактически первый шаг, по реализации целей и задач государственного земельного банка.

 

Напомним, ранее Кабинет Министров Украины своим Постановлением №609 от 02.07.2012г. принял решение о создании ПАО «Государственный земельный банк» с уставным капиталом в 120 млн. грн. По задумке правительства деятельность Государственного земельного банка должна быть направлена на два аспекта: во-первых – консолидация земель и развитие земельных территорий, а во-вторых – развитие малого и среднего бизнеса за счет предоставление дешевых кредитных. Предполагается выдача таких кредитов ориентировочно под 7-8% годовых.

 

ІІІ. Проект учреждения гарантийного фонда выполнения обязательств по складским документам на зерно

 

06.09.2012г. в первом чтении принят за основу проект Закона Украины №9611 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (касательно Гарантийного фонда исполнения обязательств по складским документам на зерно)».

 

Согласно вышеуказанному законопроекту, планируется учреждение Гарантийного фонда исполнения обязательств по складским документам на зерно – юридического лица, которое создается с целью обеспечения и защиты прав и законных интересов владельцев складских документов на зерно в случае неспособности исполнения зерновым складом обязательств по складским документам на зерно в связи с отсутствием необходимого количества зерна и/или отсутствия зерна вида, класса и качества (в дальнейшем – Гарантийный фонд).

 

Гарантийный фонд несет субсидиарную ответственность по обязательствам участников системы гарантирования исполнения обязательств по складским документам на зерно. Участниками же Гарантийного фонда, по задумке законодателя, в обязательном порядке должны выступить все сертифицированные зерновые склады Украины. Исключение из членов Гарантийного фонда является основанием к лишению зернового склада сертификата на соответствие услуг по хранению зерна и продуктов его переработки.

 

Фонд гарантирует каждому владельцу складских документов на зерно возмещение стоимости зерна, в случае неспособности зернового склада участника Гарантийного фонда выполнить обязательства по складским документам на зерно, в размере, который не превышает 90 % стоимости зерна, переданного на хранение такому зерновому складу. Конкретный размер возмещения стоимости зерна устанавливается ежегодно Административной радой Гарантийного фонда, но в любом случае размер возмещения не может превышать граничный размер в 90 % от стоимости.

 

Формировать средства фонда планируется за счет вступительных и регулярных взносов участников Гарантийного фонда, доходы от инвестиционной деятельности в ценные бумаги, эмитированные Министерством финансов Украины, доходов от депозитов, привлеченных кредитных средств и прочих, не запрещенных законом источников.