Разделы
Консультации, Публикации, Аналитика

Расширен перечень покупателей земель несельскохозяйственного назначения

Парламентом Украины принят Закон, вносящий изменения в Земельный кодекс Украины и направленный на уточнение перечня лиц, которые могут получать в собственность землю несельскохозяйственного назначения в Украине.

 

Верховная Рада Украины одобрила в целом законопроект «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (далее – «ЗК Украины») относительно приобретения права собственности на землю» (далее – «Закон»). Разработчиком Закона выступил депутат от партии власти В.М. Харлим.

 

Проблемные вопросы существующей редакции ЗК Украины

 

Необходимость принятия Закона обусловлена тем, что действующая редакция ЗК Украины предусматривает формулировки, фактически (по формальным основаниям) ограничивающие для ряда лиц возможность приобретения права собственности на землю.

Так, ст. 82 Земельного кодекса Украины определяет, что право собственности на землю могут приобретать следующие субъекты:

 

- юридические лица Украины, учрежденные исключительно гражданами Украины или другими юридическими лицами Украины – на любые земельные участки;

- иностранные юридические лица – исключительно на земли несельскохозяйственного назначения и исключительно в случае приобретения права собственности на объекты недвижимости или для целей строительства таких объектов;

- совместные предприятия, учрежденные с участием иностранных юридических и физических лиц - на земельные участки на условиях и в порядке, предусмотренном для иностранных юридических лиц (то есть, исключительно на земли несельскохозяйственного назначения и исключительно в случае приобретения права собственности на объекты недвижимости или для целей строительства таких объектов).

 

При буквальном толковании указанной нормы кодекса (то есть, исходя из «буквы», а не «духа» закона), можно сделать вывод, что эта норма не охватывает юридических лиц Украины (то есть, созданных и зарегистрированных по законодательству Украины и на территории Украины) со 100% иностранным капиталом (то есть, единственным учредителем которых является иностранное физическое или юридическое лицо).

 

Данный вывод основывается на том, что вышеуказанные юридические лица формально не подпадают ни под одну из категорий субъектов права собственности на землю, предусмотренных статьей 82 ЗК Украины (не являются юридическими лицами, учрежденными гражданами или юридическими лицами Украины, не являются иностранными юридическими лицами, те являются совместными предприятиями в понимании законодательства Украины).

 

Таким образом, если следовать вышеуказанному формальному толкованию действующей редакции статьи 82 ЗК Украины, то надлежащие правовые основания для приобретения права собственности на землю (даже несельскохозяйственного назначения) юридическим лицом Украины со 100% иностранным капиталом в настоящее время отсутствуют.

 

Такая точка зрения поддерживается и Государственным комитетом Украины по земельным ресурсам [Письмо от 07.05.2008 г. № 14-17-11/4621].

 

Вместе с тем, если толковать вышеуказанные положения земельного законодательства не с точки зрения «буквы», но с точки зрения «духа» закона, то такой формальный вывод об отсутствии правовых оснований для приобретения права собственности на земельный участок несельскохозяйственного назначения юридическим лицом Украины со 100% иностранным капиталом противоречит общим принципам гражданского и земельного законодательства, а также законодательства о защите иностранных инвестиций.

 

Более того, вышеуказанный формальный вывод также противоречит здравому смыслу, поскольку закон прямо предусмотрел возможность иностранных юридических лиц (созданных по законодательству иностранных государств) на приобретение в собственность земельных участков несельскохозяйственного назначения, следовательно, установление более жестких ограничений для юридических лиц Украины, учрежденных иностранными субъектами, представляется абсурдным.

 

Таким образом, мы полагаем, что юридические лица Украины со 100% иностранным капиталом «выпали» из перечня субъектов права собственности на землю, предусмотренного статьей 82 ЗК Украины, не в силу прямой воли законодателя, а в силу ошибки (пробела в законодательстве).

 

Изменения, предложенные Законом 

 

Указанную выше проблему законодатель попытался решить принятием Закона, призванным устранить описанный пробел в земельном законодательстве. В частности, основным результатом принятия Закона (в случае его вступления в силу) будет формальное законодательное закрепление права юридических лиц Украины, имеющих 100% иностранный капитал, на получение в собственность земель несельскохозяйственного назначения в Украине.

 

Таким образом, в случае вступления Закона в силу новая редакция ЗК Украины будет предусматривать следующие правила в отношении возможности получения юридическими лицами права собственности на землю в Украине:

 

- юридические лица Украины, созданные  согласно законодательству Украины без участия иностранной инвестиции, – могут приобретать право собственности на любые земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения;

 

- юридические лица Украины, созданные согласно законодательству Украины с участием иностранной инвестиции (включая как совместные предприятия, так и предприятия со 100% иностранным капиталом) – могут приобретать право собственности на любые земли несельскохозяйственного назначения (независимо от места их расположения);

 

- иностранные юридические лица (то есть, юридические лица, созданные согласно законодательству иностранных государств) – могут приобретать право собственности исключительно на следующие земли несельскохозяйственного назначения:

1) в пределах населенных пунктов – исключительно в случае  приобретения объектов недвижимого имущества, а также для целей строительства объектов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности;

2) за пределами населенных пунктов - исключительно в случае  приобретения объектов недвижимого имущества/

 

 

В настоящее время Закон не подписан Президентом. Если В.Янукович подпишет Закон, он подлежит опубликованию в официальном источнике и вступит в силу на следующий день после такого опубликования. С полным текстом Закона можно ознакомиться на официальном сайте Верховной Рады Украины: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=44211.

 

 

 

12.11.2012